477

СЛОБОДА КОЗЫРЩ?НА.

Слобода Козырщина, при р. Орели, малолюдная, съ одноштатнымъ церковнымъ причтомъ, находится Новомосковскаго уѣзда въ 3-мъ благочинническомъ округѣ*.

"Урочище Козырево, зажище Козырщина" въ богатыхъ и плодородныхъ степяхъ Орельскихъ давно уже извѣстно было братіи Самарскаго монас-тыря. Степанъ Козырь, удалый и лихой казакъ запорожскій, родомъ изъ польской шляхты, съ малыхъ лѣтъ поселившійся въ Сѣчи запорожской, участвовавшій во всѣхъ походахъ товариства, на старости лѣтъ, около 1745 года, спокойно сидевшій при Орели въ своихъ займищахъ, щиро, горячо любилъ Самарскій монастырь и усердно благодѣтельствовалъ ему. Пріѣзжая въ Новоселицу на базаръ для сбыта своихъ хозяйственныхъ произведеній,—скотоводства и пчеловодства, Козырь съ всѣми найми-тами своими останавливался въ Самарскомъ монастырѣ, тутъ молился и постился, говѣлъ и пріобщался и, при отъѣздѣ, всегда уделялъ отъ избытковъ своихъ щедрыя доли святой обители и братіи ея. Въ 1761 году урочище Козырщина, на пространствѣ трехъ тысячъ десятинъ земли, досталась въ собственность, перешла во владѣніе бывшему запорожцу, отставному полковнику Петру Іовлевичу Лизандеру. Заселивъ Козырщину семейнымъ и осѣдлымъ народомъ,—людьми вольными и свободными,— изъ Польши, изъ малороссіи и изъ поселянъ прежде бывшихъ запорожцевъ, Лизандеръ, по смутнымъ и тревожнымъ обстоятельствамъ того времени, при всемъ искреннемъ желаніи своемъ, ни какъ не могъ устроить въ слободѣ своей церкви. Только въ маѣ мѣсяцѣ 1779 года Лизандеръ представилъ объ этомъ прошеніе преосвященному Евгенш^ архіепископу Славенскому и Херсонскому. Въ этомъ прошеніи онъ писалъ, что "Азовской губерніи въ Царичанскомъ уѣздѣ имѣетъ онъ, Лизандеръ, населенную въ 1761 году подданическую слободу Козырщину при рѣкѣ Орели,   въ   коей   слободѣ    выселено   имъ   дворовъ   сто   сорокъ,


478

во оныхъ муж. 392, жен. 326, обоего 718 душъ, которая его слобода разстояніемъ отъ ближайшей Лычковской церкви въ 15 верстахъ и по причинѣ весенняго времени разлитія водъ, а зимняго—стужи, въ исправ-леніи по христіанству подлежащихъ требъ, безъ священника жители претерпѣваютъ крайнюю нужду; почему и намѣренъ въ слободѣ Козыр-щинѣ сооружить во имя Воскресенія Христова церковь, на выстроеніе которой вновь дерева для подвалинъ выготовлено дубоваго пяти-четыресаженнаго 120, а церковь куплена имъ въ слободѣ Новоселовкѣ старая къ перенесенію въ слободу Козырщину прочная, на конечноежъ оной сооруженіе, на внѣшнее и внутрѣннее благолѣпной, по обряду прочихъ православныхъ грекороссійскихъ храмовъ, украшеніе, на покуп-ку сосудовъ, облаченій, колоколовъ, книгъ полагаетъ онъ, Лизандеръ, денегъ, 1500 рублей; по полученіижъ на закладъ церкви отъ Его Преосвя-щенства благословительнаго архипастырскаго дозволенія, для священно и церковнослужителей, въ прочное и спокойное онымъ владѣніе, подцер-ковной земли 120 десятинъ отведено будетъ, на которую и укрѣпленіе отъ межевыхъ дѣлъ имѣетъ быть къ Его Преосвященству отъ него прислано; а что церковь свѣчами, воскомъ, ладаномъ, просфорами, виномъ и прочими самонужными потребностьми отъ него, Лизандера и его впредь будущихъ потомковъ, равно священноцерковнослужители при ней находящіеся снабдены по приличію ихъ характера и до крайней бѣдности не допущены будутъ,—о томъ прилагается при семъ подписка; на основаніи всего этого Лизандеръ просилъ выдать благословительное архипастырское повелѣніе на закладъ въ подданической слободѣ его Козырщинѣ церковь во имя Воскресенія Христова".

По поводу сего прошенія Славенская духовная Консисторія ука-зомъ предписала Екатеринославскому духовному Правленію раз-смотрѣть и разслѣдовать на мѣстѣ всѣ обстоятелсыва сего дѣла, забрать всѣ, по содержанію прошенія, надлежащія свѣдѣнія о слободѣ Козырщинѣ и ея обывателяхъ и о послѣдующемъ донести Консисторіи. Во исполненіе сего указа Екатеринославское духовное Правленіе репортомъ отъ 4-го іюня 1779 года за № 119 донесло


479

Консисторіи, что "Азовской губерніи Царичанскаго уѣзда въ слободѣ отставнаго полковника Лизандера Козырщинѣ, населенной имъ въ 761 году и принадлежащей емуже смѣжной, только чрезъ р. Орель, Зайцовке, дворовъ въ наличіи имѣется, дѣйствительно, 140, въ нихъ мужска 388, женска 333 души; всѣ они—люди вольные и свободные, частію изъ мало-россіи, а частію изъ Полыш и изъ поселянъ прежде бывшихъ запорожцевъ; церковь оным полковникомъ въ слободѣ Новоселкѣ, точно, куплена старая за 600 рублей, къ перенесенію въ слободу Козырщину прочная и благонадежная, а дерева вновь для подвалинъ и связей выготовлено достаточное количество; для покупки облаченій, сосудовъ, книгъ и прочаго, полковникъ Лизандеръ имѣетъ въ наличности 1500 руб., на каковую сумму и подписку далъ; слобода Козырщина принадлежала приходомъ къ слободѣ Лычковской, за отчисленіемъ слободы Козырщиной, въ Лыч-ковской останется все еще достаточное число приходскихъ дворовъ (146), причтъ Лычковской, церкви, и по отдѣленіи отъ нихъ, Козырщины, будетъ доволенъ своимъ Лычковскимъ приходомъ, въ чемъ далъ отъ себя подписку; полковникъ Лизандеръ далъ за себя и за наслѣдниковъ своихъ письменное обязательство всячески заботиться о благолѣпіи будущей церкви, о поддержаніи ея и безбѣдномъ содержаніи имѣющаго служить при ней причта; 120 десятинъ подцерковной земли согласно усердному желанію Лизандера, непремѣнно будутъ отмежеваны съ выдачею на оную надлежаще утвержденнаго плана, въ чемъ заверяетъ и Екатерининская провинціальная канцелярія". При бумаге отъ 21-го декабря 1779 года Азовскій губернаторъ Чертковъ, дѣйствительно, выслалъ къ преосвящен-ному надлежащимъ образомъ составленный и утвержденный планъ на 120 десятинъ подцерковной земли для будущаго причта слободы Козырщины.

По надлежащемъ разсмотрѣніи всѣхъ этихъ бумагъ и отно-сящихся къ дѣлу справокъ, 15-го генваря 1780 года состоялось въ Славенской духовной Консисторіи опредѣленіе о разрѣшеніи во владѣльческой слободѣ Козырщинѣ устроить новую деревянную церковь во имя Воскресенія Христова. На основаніи сего опредѣ-


480

ленія, въ силу указа Славенской духовной Консисторіи, въ слободѣ Козырщинѣ, 13-го февраля 1780 года присутствующій Екатерино-славскаго духовнаго Правленія, іерей Іоаннъ Ковалевскій вмѣстѣ съ намѣстникомъ Екатеринославскимъ, священникомъ Андреемъ ?вано-вымъ, соборнѣ, по надлежащему чиноположенію церковному. освятилъ мѣсто подъ церковь и положилъ закладку на сооруженіе оной. Репортомъ отъ 30-го сентября 1780 года Екатеринославское луховное Правленіе изъ Нефорощанскаго монастыря, донесло Консисторіи, что деревянная, о трехъ главахъ, Воскресенская церковь въ слободѣ Козырщинѣ построй-кою и производствомъ работъ совершенно окончена; утварью и цер-ковными принадлежностями,—сосудами и облаченіями, монами, книгами и колоколами снабжена достаточно и во всѣхъ отношеніяхъ готова къ освященію. По этой бумагѣ 7-го октября того же 1780 года разрѣшено было освятить новоустроенную въ Козырщинѣ Воскресенскую церковь; для этого выданы были благословительная грамота на освященіе ея и освященный антиминсъ для совершенія въ ней богослуженій; 29-го ноября 1780 года присутствующій Екатеринославскаго духовнаго Правленія, Нефорощанскаго монастыря намѣстникъ, іеромонахъ Амфилохій, собор-нѣ, по чиноположенію церковному, освятилъ въ Козырщинѣ ново-устроенную Воскресенскую церковь и открылъ въ ней богослуженіе.

По представленію г. Екатеринослава 1-го Свято-Духовской церкви священника, намѣстника Андрея ?ванова, согласно выбору и общему желанію обывателей слободы Козырщины, мѣстечка Петриковки Георгіевской церкви діаконъ Стефанъ Чубъ 30-го октября 1780 года рукоположенъ во священника въ слободу Козырщину.


481

СЛОБОДА НОВОСЕЛКА.

Слобода Новоселка, при рѣчкѣ Подпольной, съ одноштатнымъ церковнымъ причтомъ, находится Новомосковскаго уѣзда въ ]-мъ благочинническомъ округѣ*.

Какъ и кѣмъ населена и основана слобода Новоселка, когда и кѣмъ устроена въ ней первая церковь,—объ этомъ въ Консисторскомъ архивѣ находимъ мы довольно обстоятельныя свѣдѣнія. ?злагаемъ ихъ здѣсь въ порядкѣ, сообразно существу самаго дѣла.

Въ отношеніи отъ 2-го марта 1779 года за № 323-мъ, Азовскій губер-наторъ Чертковъ писалъ къ преосвященному Евгенію, архіепископу Славенскому и Херсонскому, что "Луганскаго пикинернаго полка пору-чикъ Николай Чертковъ во вновь населенной слободѣ своей,—въ Ново-селке при садкахъ, въ коей муж. 403, а жен. 325 душъ уже населено, желаетъ собственнымъ коштомъ устроить деревянную церковь во имянованіе Усленія Пресвятыя Богородицы; а какъ де по близости къ "Новоселке при садкахъ" состоитъ еще слобода статскаго совѣтника Семичева, въ коей мужеска и женска 121 душа, и какъ для священноцер-ковнослужителей указное колнчество земли непремѣнно и скоро будетъ отведено; то г. Чертковъ просилъ преосвященнаго сдѣлать распоряже-ніе о лостройкѣ церкви въ Новоселке при садкахъ и о назначеніи туда священника". По сему отношенію Славенская духовная Консисторія указомъ предлисала Екатеринославскому духовному Правленію разсмотрѣть и разслѣдовать на мѣстѣ, сколько къ Новоселке при садкахь приходскихъ дворовъ и въ нихъ душъ мужеска и женска пола; кто и откуда они; куда доселѣ принадлежали они приходомъ, имѣютъ-ли средства къ построенію церкви; чѣмъ обезпечатъ содержаніе церк-ви и положеніе имѣющаго служить при ней духовенства. Екатерино-славское духовное Правленіе, въ отвѣтъ на это, репортомъ отъ 22 апрѣля 1779 года за № 88, представило Славенской духовной Консис-торіи, что "въ сяобошъ—Новоселке при садкахъ и Одинковке, въ

16.    55


482

4-хъ верстахъ разстоянія, дворовъ 127, въ нихъ мужеска 426, женска 335, обоего пола 764 души, всѣ они люди вольные и свободные, частію изъ Польши, частію изъ малороссіи а частію изъ поселянъ прежде бывшихъ запорожцевъ; подцерковная земля, въ количествѣ 120 десятинъ, назначена и отмежевана для причта будущей церкви; но по причинѣ отлучки пору-чика Николая Черткова въ Санктпетербургъ, на оную землю укрѣпленія и плана не получено, а по возвратѣ Черткова, въ надлежащей силѣ планъ и выпись изъ крѣпостныхъ дѣлъ будутъ представлены; на сооруженіе церкви дерева пиленаго и не пиленаго имѣется достаточное количество; мастеръ подряженъ; для покупки сосудовъ, облаченій, книгъ и колоколовъ въ сборѣ имѣется тысяча руб. денегъ". Въ дополненіе къ этому, репортомъ отъ 14 мая за № 104 Екатеринославское духовное Правленіе донесло Консисторіи, что "слобода Новоселка ни къ какой церкви приходомъ не была причислена, ибо въ 1778 году, по отводѣ земли Луганскаго пикинер-наго полка поручику Николаю Черткову вновь выселяться начала, при выселеніи (во время заселенія) оной касающіяся по христіанству требы исправляли Новоселовскіе священники поочередно, а по заселеніи совершенномъ разными вольными, по большей части изъ Польши выход-цами, Его Высокопревосходительство г. Азовскій губернаторъ сообще-ніемъ Славенской духовной Консисторіи требовалъ, по неимѣнію тамо священника, дабы опредѣлено было кого изъ священников, по которому требованію и опредѣленъ оною Консисторіею, указомъ марта 30 дня, священникъ Іеремія Самборскій; оная слобода Новоселка разстояніемъ отъ Новоселовки, во время разлитія рѣки Самары, въ 25 верстахъ, по теченію той рѣчки, по лѣвой бокъ, а Новоселовка по правый состоитъ; и какъ Новоселка ни подъ какою церковію не состояла, то, въ слѣдствіе сего, и къ заложенію въ слободѣ церкви Екатеринославское духовное Правленіе ни какой преграды не предусматриваетъ".

Такъ какъ епархіальному начальству давно уже извѣстно было, что незабвенный благодѣтель человѣчества, лейбъ-компаніи священни-ка   Кириллъ   Тарловскій,   принималъ   живое   участіе   въ   построеніи


483

церкви въ слободѣ Новоселкѣ; то Славенская духовная Консисторія не затруднялась въ рѣшеніи сего дѣла и въ опредѣленіи своемъ отъ 7 іюня 1779 года дала разрѣшеніе въ слободѣ Новоселкѣ устроить деревянную церковь въ честь Успенія Божіей Матери. По полученіи и по разсмотрѣніи всѣхъ документовъ и бумагъ, относящихся къ сему дѣлу, Консисторія предписала Екатеринославскому духовному Правленію учинить надле-жащее распоряженіе о заложеніи новой церкви въ слободѣ Новоселкѣ. На основаніи сего указа Екатеринославскій протопопъ Алексѣй Хандалѣевъ, 11 апрѣля 1780 года, соборнѣ, по церковному чиноположенію, освятилъ въ Новоселкѣ мѣсто подъ церковь и положилъ закладку оной. Бумагою отъ 16 октября того же 1780 года Азовскій губернаторъ Чертковъ писалъ къ преосвященному Никифору, архіепископу Славенскому и Херсонскому, что въ слободѣ Новоселке при садкахъ новоустрояемая Успенская церковь производствомъ работъ совершенно уже окончена, иконами, книгами, облаченіями и колоколами снабжена достаточно и всѣми потребностями готова къ освященію; а потому просилъ благословенія освятить ее, а для того выдать святительскую грамоту на освященіе церк-ви и антиминсъ для совершенія въ ней священнодѣйствій. По вниманію къ сему ходатайству Черткова, 23 октября 1780 года, выданы были святый антиминсъ и грамота на освященіе церкви; а 10-го ноября того же 1780 года, присутствующій Екатеринославскаго духовнаго Правленія, намѣст-никъ іеромонахъ Амфилохій соборнѣ, по церковному чинололоженію, освятилъ въ Новоселке при садкахъ новоустроенную, на каменномъ фундаментѣ, деревянную Успенскую церковь и открылъ въ ней бого-служеніе.

16*


484

СЕЛО ВОЛЬНОЕ

Село Вольное, при рѣкахъ Самарѣ и Вольненной, съ одноштатнымъ церковнымъ причтомъ, находится въ Новомосковскомъ уѣздѣ и принад-лежитъ къ 1-му благочинническому округу*.

Мѣстность эта была, въ свое время, весьма замечательна въ запо-рожскомъ краѣ. Вдали отъ всякаго битаго шляху, огражденная и окру-женная со всѣхъ сторонъ большими водами и дремучими лѣсами, мѣстность эта представляла для насельниковъ своихъ полную защиту и непреступную твердыню. Тутъ былъ полный просторъ злой волѣ человѣческой, совершенный разгулъ для дикихъ страстей людскихъ. Всѣ уголовные преступники, находившіе нужнымъ укрываться отъ преслѣдованій Коша и всѣхъ властей его, убѣгали сюда и находили здѣсь безопасный для себя пріютъ. Здѣсь было какъ бы, своего рода, древнее право убѣжища, щ агуіі. На укрывшихся сюда не простиралась уже власть Коша; жильцовъ этого мѣста боялся самъ полковникъ Самарской паланки и всѣ асаулы его. Въ этой мѣстности часто неожи-данно появлялся Гаркуша, извѣстный харцызъ и характерникъ запорожскій, увѣшанный дукатами и опоясанный капшуками съ золотом; здѣсь онъ гарцовалъ на своихъ бѣлыхъ пегасахъ, распѣвая волю вольную и раздолье, приволье широкое и приглашая къ себѣ отсюда братчиковъ, охотниковъ-гайдуковъ.

Съ паденіемъ Коша запорожскаго дикія страсти человѣческія пріу-тихли; раздорники исчезли: но уцѣлѣвшее названіе села—Вольное и ближайшей деревни—Свободная самымъ именемъ своимъ доселѣ напоминаютъ о бывшемъ здѣсь притонѣ всякаго безчинія и безобразія.

Въ 1776 году получивъ въ рапговую дачу всю эту мѣстность, на пространствѣ значительнаго количества десятинъ земли, Троиц-каго пѣхотнаго полка преміеръ-маіоръ Михаилъ Леонтьевичъ Фалѣевъ довѣрилъ повѣренному своему г. Стараго Оскола одно-дворцу ?ларіону Петрову Булгакову заселить на этой мѣстности


485

слободу людьми семейными и осѣдлыми, вольными и свободными изъ незапрещенныхъ мѣстъ,—именно "такими, какими отъ высшей команды повелепо заселять дикія степи Азовской губерніи". Давъ новымъ поселенцамъ осмотрѣться на новомъ мѣстѣ, обстроиться домами и обзавестись хозяйствомъ, Фалѣевъ рѣшился на свой собственный счетъ, въ селеніи Вольномъ устроить церковь и пригласить къ ней церковный причтъ для удовлетворенія духовныхъ нуждъ и религіозныхъ потребностей обывателей селенія Вольнаго. Для этого отмежевавъ 120 десятинъ земли въ вечіше и безповоротное владѣніе причта будущей церкви, законнымъ порядкомъ закрѣпивъ эту землю за церковію и соста-вивъ отъ себя письменное обязательство, за себя лично и за всѣхъ наслѣдниковъ своихъ, въ полной готовности призрѣвать и безбѣдно обезпечивать будущую свою церковь и причтъ ея, Фалѣевъ всѣ эти бумаги препроводилъ къ Азовскому губернатору Черткову и просилъ его ходатайствовать, гдѣ слѣдуетъ, о позволеніи ему устроить въ ееленіи Вольномъ церковь во имя Сошествія Святаго Духа. По сему поводу въ октябрѣ 1781 года Чертковъ писалъ къ преосвященному Никифору, архіепископу Славенскому и Херсонскому: "Препровождая при семъ на отмежеванную въ слободѣ Вольной—владѣнія г. преміеръ-маіора Фалѣева, въ которой состоитъ муж. 250, женска 310,а обоего пола 660 душъ, для священника съ церковнопричетниками землю два плана, изъ коихъ одинъ—къ свѣдѣнію Вашего Высокопреосвященства, а другой для храненія при церкви, также поданное отъ него, г. Флѣева, доношеніе и взятое съ него о содержаніи церкви въ должномъ благолѣпіи и о прочемъ обязательство въ оригиналѣ, покорно прошу о дозволеніи въ помянутой слободѣ Вольной построить во имя Сошествія Святаго Духа церковь учинить Вашего Высокопреосвященства архипастырское благословеніе" .... Сверхъ доношенія, Фалѣевъ еще особо писалъ къ преосвященному Никифору: "епархіи Вашего Преосвященства на отведенной мнѣ отъ Азовской губернской Канцеляріи землѣ, при рѣкѣ Самарѣ, я имѣю   слободу   Вольную,  гдѣ   поселенцовъ  собралось  уже  довольное


486

число 660 душъ, и какъ они всѣ греческаго исповѣданія, то я, ища въ мирѣ соблюденія порядка святаго закона, принялъ намѣреніе нынѣ построить тамо для онаго народа церковь ради богослуженія. Всенижайше прошу Ваше Преосвященство явить на толь благоугодное предпріятіе свое благословеніе, дозволить сооружить тамо церковь во имя Сошествія Святаго Духа и благословя народъ и созидателей милостиво указать, кому заблагоугодно будетъ, освятить опредѣляемое тамо мѣсто . . . .Чтожъ до довольства священника со всѣмъ его причтомъ, то сверхъ учрежденныя земли и доходовъ, намѣренъ я употребить и собственную мою довольную помощь". .. .

По разсмотрѣніи всѣхъ этихъ бумагѵи относящихся къ дѣлу спра-вокъ, въ Славенской духовной Консисторіи состоялось постановленіе о разрѣшеніи въ слободѣ Вольной устроить церковь во имя Сошествія Свя-таго Духа. 13-го октября 1781 года выдана была святительская грамота на закладку церкви; а 5-го февраля 1781 года Екатеринославскій протопопъ Алексѣй Хандалѣевъ, соборнѣ, по церковному чиноположенію, освятилъ мѣсто подъ церковь и положилъ закладку на сооруженіе оной. Доношеніем отъ 28-го октября 1782 года Екатеринославское духовное Правленіе представляло преосвященному Никифору, что работы по устройству, въ слободѣ Вольной, новой церкви производствомъ всѣ окончены; церков-ными утварьми и сосудами, священными облаченіями, книгами и колоко-лами церковь снабжена достаточно и во всѣхъ потребностяхъ готова къ освященію; а потому Правленіе просило преосвященнаго выдать благо-словительную грамоту на освященіе новосооруженной церкви и освя-щенный антиминсъ для совершенія въ ней богослуженій. 7-го ноября 1782 года выданы были святительская грамота и освященный антиминсъ; а 13 ноября того же 1782 года Екатеринославскій протопопъ Алексѣй Ханда-лѣевъ, по церковному чиноположенію, во владѣльческой слободѣ Вольной освятилъ новоустроенную Свято-Духовскую церковь и открылъ въ ней богослуженіе и священнодѣйствіе.

Первымъ   священникомъ   въ   слободѣ   Вольной,   по   приглашенію


487

Фалѣева и по опредѣленію епархіальнаго начальства, былъ изъ города Новаго Кайдака протопопъ Степанъ Чемерисъ.

Первые прихожане были частію великорусскіе крестьяне, а частію малороссы; въ 4-хъ верстахъ отъ Вольнаго существовала огромная фабри-ка съ кожевеннымъ и свѣчнымъ заводами, въ 25 болыиихъ приходскихъ дворахъ.

СЕЛО ОЧЕРЕТОВАТОЕ.

Село Очеретоватое, съ одноштатнымъ церковнымъ причтом, находится нынѣ въ 1-мъ благочинническомъ округѣ Новомосковскаго уѣзда*.

Въ старинныхъ рукописяхъ и въ оффиціальныхъ дѣловыхъ бумагахъ ничего не находимъ мы о древней мѣстности нынѣшняго села Очере-товатаго. Въ бумагахъ Самарскаго монастыря читаемъ только, что около 1760 года въ Капчіеловке и въ балкахъ рѣки Очеретоватой, не далечко отъ монастыря, сидело зимовішками и хуторами богато (много) запорожскаго казачества; казаки и сами ходили отсюда въ монастырь и часто приглашали къ себѣ монаховъ для богослуженій и требоисправленій. Въ 1779 г., мѣстность эта, въ вѣчное и потомственное владѣніе, досталась Азовской губерніи губернаторскому товарищу, надворному совѣтнику ?ларіону Спиридоновичу Алексѣеву. Заселивъ по возможности новопріобрѣтенную слободу семейнымъ и осѣдлымъ народомъ "изъ дозволешіыхъ местъ", г. Алексѣевъ рѣшился собственнымъ коштомъ, для насельниковъ слободы Очеретоватой, устроить дере-вянную церковь въ честь Рождества Пресвятыя Богородицы и, сдѣлавъ по сему предмету предварительно всѣ необходимыя распоряженія объ отмежеваніи 120 десятинъ земли для будущаго церкавнаго причта и о заготовленіи матеріаловъ для сооруженія самой церкви, заявилъ о томъ формально Азовскому губернатору Черткову, По поводу сего заявленія


488

Чертковъ относился къ преосвященному Никифору, архіепископу Славенскому и Херсонскому, и отъ 5-го ноября 1780 года за № 1343 пи-салъ: "губернаторскій товарищъ господинъ надворный совѣтникъ Алек-сѣевъ поданнымъ ко мнѣ доношеніемъ представя, что въ слободѣ его имѣется взаселеніи мужеска 200, женска 230, душъ, но по неимѣнію въ сей слободѣ и по близости оной церкви тамошніе поселяне въ преподаяніи имъ христіанскихъ требъ претерпѣваютъ крайнюю нужду, а на построеніе церкви лѣсъ и протчіе матеріалы заготовлены, проситъ о заложеніи въ той его слободѣ Очеретоватой во имя Рождества Пресвятыя Богородицы церкви куда слѣдуетъ, писать; а какъ для священника съ церковно-причетниками земля отмежевана, и на утвердительное владѣніе изъ Азовской губернской Канцеляріи данъ планъ, который долженъ навсегда храниться при той церкви, и о содержаніи оной въ должномъ благолѣпіи взято обязательство; то вразсужденіи сего и что по близости оной Очере-товатой поселяется вновь государственная слобода Спасовая, вкоей состоитъ уже въ поселеніи мужеска 183, женска 175, обоего пола 357 душъ, препровождая при семъ то обязательство и доношеніе въ оригиналѣ, а планъ къ одному только усмотрѣнію, Ваше Высокопреосвященство прошу, о заложеніи въ помянутой слободѣ Очеретоватой во именованіе Рождества Пресвятыя Богородицы церкви, учинить Вашего Высокопре-освященства архипастырское благословеніе, и что предопредѣлено будетъ, неоставить безъ увѣдомленія пребывающаго всегда съ отлич-нымъ почитаніемъ и преданностію". Въ представленномъ при семъ письменномъ обязательствѣ ?ларіонъ Спиридоновичъ Алексѣевъ, за себя и за будущихъ по немъ дѣтей, за родственниковъ и за свойственни-ковъ своихъ, ручался, что 120 десятин хорошей земли, въ удобномъ и близкомъ мѣстѣ, отведены имъ будущему причту Рождество-Богоро-дичной церкви слободы Очеретоватой въ вѣчное и безповоротное вла-дѣніе и что, по сооруженіи церкви, какъ онъ, такъ и наслѣдники его будутъ радѣть о ней со всѣмъ вниманіемъ, снабжать ее иконами и книгами, облаче-ніями и всякими церковными утварьми и не допускать до обветшалости.


489

По наведеніи всѣхъ справокъ и по соображеніи всѣхъ обстоятельствъ по сему дѣлу, 11-го декабря 1780 г. въ Славенской духовной Консисторіи состоялось опредѣленіе о разрѣшеніи въ слободѣ Очеретоватой устроить деревянную, въ честь Рождества Пресвятыя Богородицы, церковь, по по-добію прочихъ православныхъ церквей въ Россіи. 15-го декабря 1780 года выдана была святительская благословительная грамота на закладку и сооруженіе оной. 6-го іюня 1781 года, соборнѣ, по надлежащему церков-ному чиноположенію, присутствующій Екатеринославскаго духовнаго Правленія, священникъ Афанасій Мартиновскій освятилъ въ слободѣ Очеретоватой мѣсто подъ церковь и положилъ самую закладку оной. Репортомъ отъ 29-го ноября 1781 года за № 334, Екатеринославское духов-ное Правленіе представляло преосвященному Никифору, архіепископу Славенскому и Херсонскому, что въ слободѣ Очеретоватой вновь соору-женная Рождество-Богородическая церковь производствомъ работъ совершенно окончена, иконами и книгами, облаченіями и колоколами снабжена достаточно, престолъ и жертвенникъ устроены въ ней въ указ-ную мѣру, какъ и съ внѣшней, такъ и со внутренней стороны всѣмъ существенно-потребнымъ приготовлена къ освященію; а потому просило преосвященнаго выдать благословительную грамоту на освященіе ея и освященный антиминсъ для совершенія въ ней священнодѣйствій и богослуженій. 14-го декабря 1781 года выданы были грамота и анти-минсъ, а 22-го декабря тогоже 1781 года, соборнѣ, по цековному чинопо-ложенію, Екатеринославскій протопопъ Алексѣй Хандалѣевъ въ слободѣ Очеретоватой совершилъ освященіе новоустроенной Рождество - Богоро-дичной церкви и открылъ въ ней богослуженіе.



Реклама на сайте
Яндекс цитирования

Рассылки Subscribe.Ru
Генеалогическое древо семьи