356

СЛОБОДА ЛОЗОВАТКА.

Слобода Лозоватка, при р. ?нгульцѣ, многолюдная, съ двухштат-нымъ церковнымъ причтомъ, находится Верхнеднѣпровскаго уѣзда въ 3-мъ благочинническомъ округѣ*.

Древнѣ йшую,—старожитную, старобытную запорожскую маетюстъ, на мѣстѣ нынѣшней слободы Лозоватки, въ 1765 году, по распоряженію Новороссійской губернской Канцеляріи, заняли люди малороссійской иаціи изъ-подъ Глухова, Черниговской губерніи. По предложенію земскаго коммисара, изъ переселенцевъ Павелъ Проценко вызвался быть осадчимъ новой слободы Лозоватки. Благоразумный и дальновидный осадчикъ Проценко   всѣ   силы   употреблялъ  на   то,   какъ   бы   образовать  въ


357

Лозоваткѣ не владѣльческую, а государственную, казенную слободу: и вотъ, согласно его ходатайству, по уничтоженіи, въ 1775 году, послѣдней запорожской Сѣчи, мѣстность нынѣшней слободы Лозоватки никому изъ чиновниковъ не дана въ ранговую дачу, а въ 1777 году указомъ Новороссійской губернской Канцеляріи объявлена государственною слободою.

Въ началѣ 1787 года осадчикъ Проценко и староста Матвѣй Повто-рацкій, согласно желанію всего общества, начали хлопотать о постройкѣ въ слободѣ Лозоваткѣ церкви во имя Покрова Божіей Матери; для этого, купивъ въ Пушкаревкѣ готовую церковь и чрезъ Межевую экспедицію отмежевавъ изъ своихъ дачъ, при р. ?нгульцѣ, у "оврага Завертшюго", 120 десятинъ земли для причта будущей церкви, Проценко и Повторацкій отъ лица всего Лозоватскаго общества представили въ Екатеринославское духовное Правленіе формальное прошеніе на имя преосвященнаго Амвросія Екатеринославскаго о разрѣшеніи имъ устроить означенную церковь. Провѣривъ сущность дѣла и препро-вождая къ преосвященному прошеніе Проценка, Екатеринославское духовное Правленіе въ представленіи отъ 30-го іюня 1788 года за № 334 писало преосвященному Амвросію: "Сего мая 28-го въ Екатерино-славское духовное Правленіе Екатеринославскаго уѣзда казеннаго селенія Лозоватки жители поданнымъ прошеніемъ съ пріобщеніемъ учиненнаго ими на имя Вашего Преосвященства заручнаго прошенія прописывая, что они имѣютъ намѣреніе по необходимой имъ нужности состроить въ той слободѣ церковь, къ построенію которой уже съ общего ихъ согласія искупили въ казенномъ селеніи Пушкаревкѣ церковь, именовавшуюся святителя Николая чудотворца, съ принадлежащими къ ней всѣми церковными сосудами; къ постройкѣ которой деньги, дубовыя подвалины, равно и матеріалы, а также на первой случай сосуды церковные, священническія облаченія, книги и одинъ колоколъ имѣ-ются; для священно и церковнослужителей земля отмежевана, на которую и планъ имъ выданъ; а священникомъ при ихъ приходѣ съ общаго желанія и согласія, принимаютъ казеннаго селенія Комисаровки


358

діакона Гавріила Пугачевскаго; при вышепоказанной же де слободѣ Лозоваткѣ состоитъ дворовъ 83, поселянъ муж. 200, жен. 153, въ при-косновенныхъ къ ней помѣщичьихъ слободъ—-маіора Чичерова дво-ровъ 7, въ нихъ муж. 25, жен. 16, капитана Увалова дворовъ 18, въ нихъ муж. 35, жен. 25, а всего дворовъ 108, обоего пола душъ 454; вышеписанныя же слободы разстояніемъ отъ окружныхъ приходскихъ церквей состоятъ—отъ Петровой въ 30, Весело-Терновской въ 25, Херсонскаго уѣзда Кривого-Рогу въ 20 верстахъ, и въ разсужденіи отдаленности отъ тѣхъ окружныхъ церквей вышеписанныя слободы ни къ какимъ приходамъ причислены не состоятъ, потому что жители отъ разныхъ приходовъ исправленіемъ христіанскихъ требъ, какъ въ Екатеринославской, такъ и Херсонской протопопіи въ селеніяхъ, кому отколь заспособнѣе, пользуются; а потому дабы они безъ преподаянія христіанскихъ требъ, а малолѣтніе безъ крещенія, паче же въ зимнее время, умирать не могли и церковнаго священнослуженія и христі-анскихъ поученій не лишались, просятъ то ихъ заручное прошеніе пред-ставить Вашему Преосвященству. По справкѣжъ въ семъ Правленіи съ исповѣдными сего года росписьми въ вышеописанной слободѣ Лозо-ваткѣ съ прикосновенными къ оной помѣщичьими слободами жители нигдѣ написанными неоказались; вслѣдствіе чего на посланный изъ сего Правленія Анновскому священнику Роману Щокотку указъ рапор-томъ онъ представилъ, что по учиненному имъ въ той слободѣ выизлѣ-дованію явствуетъ,—вышеписанныя вещи, показанныя при прошеніи, точно имѣются; въ присланной же отъ Екатеринославскаго нижняго Земскаго Суда на требованіе сего Правленія справкѣ оказалось, что поименованное въ учиненномъ на имя Вашего Преосвященства проше-ніи число дворовъ и въ нихъ мужеска и женска пола душъ тожъ самое число, а также и отъ окружныхъ приходовъ разстояніе точно въ такой же отдаленности состоитъ и никакой въ томъ отмѣны нѣтъ, и какъ изъ про-шенія вышеписанной слободы жителей, нижняго Земскаго Суда свидѣ-тельства и справки явствуетъ, что оная слобода и прикосновенныя къ ней


359

помѣщичьи слободы состоятъ въ далекомъ разстояніи отъ окружныхъ приходовъ, то въ разсужденіи вышеписанныхъ обстоятельствъ, дабы жители, не имѣвши тамо церкви, не могли лишаться христіанскихъ требъ, а малолѣтніе на случай далекаго отъ приходскихъ церквей разстояніи безъ крещенія не умирали, неминуемо должна быть въ той слободѣ цер-ковь. Для того Вашему Преосвященству Екатеринославское духовное Правленіе означенное заручное приходскихъ людей прошеніе на благоразсмотрѣніе съ означеннымъ діакономъ Пугачевскимъ пред-ставляетъ".

Въ подтвержденіе сего, Екатеринославскаго Намѣстничества прави-тель статскій совѣтникъ ?ванъ Ваеильевичъ Тибекинъ оффиціальною бумагою отъ 27-августа 1788 года за № 754 сообщалъ преосвященному Амвросію, что "Екатеринославскій нижній Земскій Судъ на предписаніе мое репортомъ доноситъ, что за учиненною выправкою съ ревизскими сказками и съ прибылыми вѣдомостьми оказалось: въ казенной сло-бодѣ Лозоваткѣ дворовъ 83, въ нихъ людей муж. 200, жен. 153, въ помѣщичьихъ слободахъ—маіора Чичерова дворовъ 7, въ нихъ муж. 25, жен. 16, капитана Увалова дворовъ 18, въ нихъ муж. 35, жен. 25 душъ; разстояніемъ же, гдѣ церкви состоятъ, отъ Лозоватки до Петровой въ 30, до Кривого-Рогу въ 20 верстахъ, а до Весело-Терновскаго прихода въ 25-ти верстахъ, почему въ слободѣ Лозоваткѣ, по просьбѣ тамошняго общества, дѣйствительно нужна церковь, какъ уже отъ бывшаго правителя Намѣстничества, покойнаго генерал-маіора Синельникова еще отъ 22-го генваря сего года планъ на отмежеванную подъ оную для священно и церковнослужителей землю къ вашему высокопреосвя-щенству отправленъ".

По разсмотрѣніи всѣхъ этихъ бумагъ и представленныхъ къ дѣлу справокъ, преосвященный Амвросій Екатеринославскій резо-люціею отъ 2-го сентября 1788 года дозволилъ въ государственной слободѣ Лозоваткѣ устроить деревянную церковь во имя Пок-рова Божіей Матери. 6-го сентября 1788 года отправленъ былъ изъ Консисторіи указъ объ этомъ; а 1-го октября того же 1788 г.


360

Екатеринославскаго духовнаго Правленія присуствующій священникъ Кодратъ Сѣверскій соборнѣ, по надлежащему церковному чинопо-ложенію, въ слободѣ Лозоваткѣ освятилъ мѣсто подъ церковь и поло-жилъ закладку на сооруженіе оной. Въ доношеніи отъ 3-го іюня 1793 года Екатеринославское духовное Правленіе писало къ преосвященному Іову, епископу Феодосійскому и Маріупольскому: "Отъ 6-го декабря прошлаго

1792        года  представлено  его  преосвященству,  покойному  Амвросію
архіепископу отъ сего Правленія, съ прошеніемъ объ освященіи вы-
строенной Екатеринославскаго уѣзда въ казенномъ селеніи Лозоваткѣ
Покровской церкви въ резолюцію повелѣнія, но за умертвіемъ его и
понынѣ сіе Правленіе указа не получало; прихожане же той церкви
приносятъ жалобу, что они за неосвященіемъ церкви остаются безъ
слушанія божественнаго пѣнія и въ полученіи христіанскихъ требъ, за
отдаленностію отъ другихъ приходовъ, претерпѣваютъ крайнюю нужду
и несутъ великую тягость. Для того Вашему Преосвященству екатерино-
славское духовное Правленіе почтеннѣйше представляетъ и проситъ объ
освященіи вышеписанной Лозоватской Покровской церкви   въ резо-
люцію Ея ?мператорскаго Величества указа".  На семъ доношеніи
преосвященный Іовъ 15-го іюня 1793 года въ резолюцію написалъ: "Ежели
церковь устроена и всѣ  надлежащія къ священнослуженію въ ней
имѣются утвари; то освятить оную церковь Екатеринославскому прото-
попу Іоанну Станиславскому". На основаніи сей резолюціи 21-го іюня

1793        года отправленъ изъ Консисторіи указъ; а 1-го іюля того же 1793 года
получедъ въ Екатеринославскомъ духовномъ Правленіи и объявленъ имъ
протоіерею Станиславскому къ надлежащему исполненію.


361

СЕЛО ГУЛЯЙ-ПОЛЕ.

Село Гуляй-Поле, при рѣкѣ Бузулукъ, довольно многолюдное въ разныя стороны разбросанное, при одноштатномъ церковномъ причтѣ, находится Верхнеднѣпровскаго уѣзда въ 3-мъ благочинническомъ округѣ*.

Займище Гуляй-Поле самымъ названіемъ своимъ даетъ знать, что здѣсь когда-то, въ старину было болыиое приволье и раздолье для страстей человѣческихъ, широкое поприще, обширное поле для разгула людскаго. ? точно, широкія и привольныя степи Саксагаискія и Бузулукскія, со множествомъ балокъ и овраговъ, съ 1740 годовъ всегда служили наилучшимъ притономъ и пріютомь, въ нынѣшнемъ Гуляй-Польскомъ приходѣ, для всѣхъ бѣглецовъ и разбойниковъ, для всѣхъ гайдамакъ и камышниковъ. Саксаганская воеводская Канцелярія, по распоряженію Новороссійской губернской Канцеляріи, въ 1770-1780 го-дахъ всѣ мѣры употребляла къ заселенію народомъ семейнымъ и осѣдлымъ всѣхъ степей между Саксаганью и Бузулукомъ.

Всю мѣстность нынѣшняго села Гуляй-Поля, съ значительнымъ про-странствомъ околичной земли, въ 1781 году пріобрѣлъ себѣ въ собствен-ность надворный совѣтникъ Феодоръ Михайловичъ Корба. На пріоб-рѣтенной землѣ осадивъ слободу Михайловку—Гуляй-Поле и по воз-можности заселивъ ее народомъ семейнымъ и осѣдлымъ, помѣщикомъ Корба, по согласію съ сосѣдомъ своимъ, генералъ-поручикомъ, графомъ Борхомъ, думалъ первоначально всѣхъ насельниковъ Гуляй-польскихъ присоединить приходомъ къ Николаевской церкви, начатой въ 1787 году постройкою въ слободѣ Васильевкѣ, графа Борха. Но узнавши нерадѣніе о церкви г. Гржимайла, управителя Васильевской экономіи, его предосудительныя отношенія къ разбойникамъ и камыш-никамъ, помѣщикъ Корба отдѣлился отъ Васильевскаго прихода и рѣшился устроить въ Гуляй-Полѣ свою собственную церковь и образо-вать у себя отдѣльный самостоятельный приходъ. Перевезши въ Гуляй-Поле


362

изъ Высшей; изъ Верхней Хортицы упраздненный молитвенный домъ, заготовивъ для церкви потребное количество новыхъ матеріаловъ и чрезъ Межевую экспедицію отмежевавъ изъ своей дачи 120 десятинъ зем-ли для причта будущей церкви, г. Корба формальнымъ доношеніемъ просилъ Екатеринославскаго Намѣстничества правителя, В. В. Кахов-скаго исходатайствовать ему у преосвященнаго Амвросія разрѣшеніе и благословеніе устроить въ селѣ Гуляй-Полѣ деревянную церковь во имя святителя Христова Николая. По поводу сей просьбы, В. В. Каховскій въ промеморіи отъ 16-го іюля 1791 года писалъ къ преосвященному Амвро-сію Екатеринославскому: "Помѣщикъ Екатеринославскаго уѣзда г. надворный совѣтникъ и кавалер Корба объяснивъ мнѣ, что въ слободѣ его Гуляй-Полѣ въ томъ же уѣздѣ состоящей поселено подданныхъ муж. 405, жен. 390 душъ, но по неимѣнію церкви и по отдаленности той слободы отъ другихъ приходскихъ селеній, жители нуждаются въ препо-даяніи требъ по долгу христіанскому: почему намѣревая онъ выстроить тамо собственнымъ своимъ коштомъ церковь во имя святителя Христова Николая, къ чему и потребные матеріалы уже изготовлены, проситъ о дозволеніи построить оную моего у Вашего Высокопреосвященства ходатайства. Я, имѣя честь препроводить при семъ планъ церковной земли, покорнѣйше прошу Вашего Высокопреосвященства на соору-женіе въ помянутой помѣщичьей слободѣ Гуляй-Полѣ церкви во имя святителя Христова Николая преподать архипастырское благословеніе".

По сему презенту, резолюціею отъ 2-го августа 1791 года преосвя-щенный Амвросій Екатеринославскій благословилъ и дозволилъ въ селѣ Гуляй-Полѣ устроить церковь во имя святителя Христова Николая. 25-го августа 1791 года отправленъ изъ Консисторіи въ Екатеринославское духовное Правленіе указъ объ этомъ.

Въ прошеніи отъ 16-го іюля 1793 года Екатеринославскаго Наместпичества экопоміи директорь, надворный совѣтникъ Феодоръ Михайловичъ Корба писалъ къ преосвященному Гав-ріилу, митрополиту Екатеринославскому: "По дозволенію покой-


363

наго преосвященнаго Амвросія, архіепископа Екатеринославскаго, вы-строилъ я Екатеринославскаго уѣзда во владѣемой мною слободѣ Гуляй-Полѣ церковь, во имя святителя Христова Николая и всѣми нужными вещами, иконостасомъ, сосудами, утварьми и книгами оную снабдивъ, просилъ того же покойнаго преосвященнаго Амвросія пове-лѣть, выдавъ антиминсъ, оную церковь освятить и къ совершенію въ ней священнослуженій и исправленій тамошнимъ христіанамъ требъ опре-дѣлить священника. Но какъ оная просьба моя была отъ меня послана къ покойному преосвященному Амвросію уже почти предъ кончиною его; то Екатеринославское духовное Правленіе по той просьбѣ моей въ резолюцію никакого изъ Консисторіи указа не получало; а за тѣмъ церковь моя по выстройкѣ своей, до полтора года оставаясь безъ освя-щенія и безъ опредѣленія къ оной настоящаго священника, по дальнему другихъ приходскихъ церквей разстоянію, вводитъ людей моихъ, касательно полученію требъ и выслушиванія въ праздничные дни церковныхъ отправъ, въ великія и неизбѣжныя затрудненія. Во отда-леніе таковыхъ затрудненій, а равно и къ совершенію моего долго-временнаго ожиданія, нижайше прошу Вашего Высокопреосвященства, для нововыстроенной Гуляйпольской Николаевской церкви, выдать антиминсъ и преподать на освященіе оной архипастырское ваше благословеніе".

По сему прошенію, резолюціею отъ 3 августа 1793 года, преосвя-щенный Гавріилъ, митрополитъ Екатеринославскій, благословилъ Екатеринославскому протопопу Іоанну Станиславскому освятить ново-устроенную въ Гуляй-Полѣ Свято-Николаевскую церковь и дозволилъ для этого выдать освященный антиминсъ. 19-го августа 1793 года отправленъ изъ Консисторіи въ Екатеринославское духовное Правленіе указъ объ этомъ; а 5-го сентября того же 1793 года полученъ въ духов-номъ Правленіи и объявленъ протопопу Станиславскому къ должному исполненію. 25-го апрѣля 1794 года Екатеринославскій уѣздный прото-іерей Іоаннъ Станиславскій, соборнѣ, по надлежащему церковному чино-положенію, въ селѣ Гуляй-Полѣ освятилъ новоустроенную Свято-Нико-


364

лаевскую церковь и открылъ въ ней богослуженіе и священнодѣйствіе. Дѣйствующими лицами при устройствѣ Гуляйпольской Свято-Никола-евской церкви были—ктиторъ, главный вкладчикъ ?лья Македонъ и выборные отъ общества Сидоръ Чуприна и казакъ—грамотѣй, вах-мистръ Тимофей ?льенко.

16-го ноября 1794 года стихарный дьячекъ губернскаго города Ека-теринослава церкви Казанскія Богоматери Калинникъ Семеновъ сынъ Орловскій, по просьбѣ г. Корбы и по общему выбору прихожанъ, пре-освященнымъ Гавріиломъ рукоположенъ во священника къ Свято-Николаевской церкви села Гуляй-Поля.

СЛОБОДА Н?К?ФОРОВКА-БОГОЛЮБОВКА.

Слобода Никифоровка-Боголюбовка, малолюдная, разбросанная при одноштатномъ церковномъ причтѣ, находигся Верхнеднѣпровскаго уѣзда въ 3-мъ благочинническомъ округѣ*.

Объ основаніи слободы Никифоровки и о построеніи въ ней первой церкви мы имѣемъ подъ руками слѣдующія довольно обстоятельныя, вѣрныя историческія свѣдѣнія.

Всю мѣстность нынѣшней слободы Никифоровки-Боголюбовки, на значительномъ пространствѣ околичной земли, пустую и безлюдную, въ 1778 году пріобрѣлъ себѣ въ ранговую дачу кадетъ Никифоръ Ва-сильевичъ Татариновъ. На пріобрѣтенной ранговой дачѣ осадивъ, основавъ, въ памягь своего имени, слободу Никифоровку и, по возмож-ности, заселивъ ее народомъ семейнымъ и осѣдлымъ, кадетъ Татари-новъ, самъ лично занятый дѣлами службы, дальнейшую судьбу слободы Никифоровки и наблюденіе за своею экономіею въ ней поручилъ отцу своему, Кременчугскому первой гильдіи купцу, Василію Васильевичу сотнику Татаринову. При добромъ уходѣ и при внимательномъ наблю-деніи старика Татаринова, слобода скоро обстроилась, слобожане пришли въ силу и экономія начала уже вознаграждать сдѣланныя на


365

обзаведеніе и устройство ея затраты. ? старику Татаринову и всѣмъ слобожанамъ тяжело было быть безъ церкви и безъ духовенства; бли-жайшія церкви къ слободѣ Никифоровкѣ были—казенныхъ слободахъ Зеленой и Жолтой,—въ 10- ти верстахъ, а съ другой стороны въ Комиса-ровкѣ, въ 25-ти верстахъ. Старикъ Татариновъ рѣшился собственнымъ своимъ коштомъ устроить въ слободѣ Никифоровкѣ церковь во имя Святыя Троицы. Въ слободахъ Татаринова—Никифоровкѣ и Великой было 90 дворовъ, въ сосѣднихъ помѣщичьихъ, въ 3-хъ верстахъ отъ `Никифоровки, умершаго подпоручика ?вана Афанасьева 8 дворовъ, помѣщика Рыжкова 25 дворовъ, въ 4-хъ верстахъ помѣщика Ошкалова 25 дворовъ. Пригласивъ всѣхъ обывателей этихъ деревенъ быть прихо-жанами будущей церкви, заготовивъ для постройки ея потребное коли-чество строеваго матеріала и чрезъ Межевую экспедицію отмежевать изъ собственной дачи 120 десятинъ земли для причта будущаго самосто-ятельнаго прихода, Татариновъ, отъ лица сына своего, формальною бунагою просилъ Екатеринославскаго Намѣстничества правителя В. В, Каховскаго исходатайствовать ему у преосвященнаго Амвросія разрѣ-шеніе и благословеніе устроить въ слободѣ Никифоровкѣ означенную церковь. По поводу сей просьбы въ промеморіи отъ 13-го генваря 1792 года, В. В. Каховскій писалъ къ преосвященному Амвросію: "Помѣщикъ Александрійскаго уѣзда, кадетъ Никифоръ Татариновъ, изъяснил по-данною мнѣ просьбою, что по отдаленности приходскихъ церквей отъ слободъ его Никифоровки и Веселой смѣжно въ Александрійскомъ уѣздѣ состоящихъ, въ коихъ дворовъ 90, жительствующіе подданные его люди нуждаются въ исполненіи по долгу христіанскому обрядовъ; а потому, желая онъ выстроить въ слободѣ Никифоровкѣ собственнымъ своимъ коштомъ церковь во имя Святыя Троицы, проситъ позволенія ему строить оную церковь моего у Вашего Высокопреосвященства ходатайства, представя при томъ прошеніи подписку окружныхъ помѣщиковъ, согласныхъ быть въ той церквѣ, вспомоществовать въ построеніи и украшеніи оной и въ содержаніи священно и церковнослужителей. Я, препровождая у сего планъ


366

отмежеванной земли, а такъ равно оригиналомъ прошеніе вышесказан-наго кадета Татаринова и подписку окружныхъ помѣщиковъ, Вашего Высокопреосвященства всепокорнѣйше прошу на построеніе въ речен-ной слободѣ Никифоровкѣ церкви преподать ваше архипастырское благословеніе".

По сему отношенію преосвященный Амвросій резолюціею отъ 28-го апрѣля 1792 года дозволилъ и благословилъ устроить въ слободѣ Ники-форовкѣ деревянную церковь во имя Святыя Троицы. На основаніи сего разрѣшенія 26-го сентября 1792 года въ слободѣ Никифоровкѣ мѣсто подъ церковь освящено и положена закладка къ сооруженію оной. 15-го генваря 1794 года помѣщичьей слободы Мироновки Симеоновской церкви діаконъ Максимъ Новитченко, согласно желанію г. Татаринова и общему выбору прихожанъ, въ трапезной Троицкой церкви Полтавскаго Крестовоздвиженскаго монастыря преосвященнымъ Гавріиломъ Екате-ринославскимъ рукоположенъ во священника въ слободу Никифоровку къ строющейся Свято-Троицкой церкви.

Репортомъ отъ 18-го ноября 1793 года Александрійское духовное Правленіе доносило преосвященному Гавріилу, митрополиту Екате-ринославскому: "Минувшаго октября 27-го дня поданнымъ въ сіе духов-ное Правленіе прошеніемъ Александрійскаго уѣзда помѣщикъ Василій Татариновъ представилъ—заложенная прошлаго 1792 года сентября 26-го дня по благословенію покойнаго преосвященнаго архіепископа Амвросія, въ слободѣ его, именуемой Никифоровкѣ, вновь во имя Свя-тыя Живоначальныя Троицы церковь строеніемъ совсѣмъ уже окончена и принадлежащими къ ней сосудами, священными облаченіями, книга-ми, колоколами и прочими утварьми на первой случай снабжена, про-силъ о освященіи оной церкви испросить отъ Вашего Высокопреосвя-щенства благословеніе. Почему сіе духовное Правленіе предписало первой части благочинному священнику Матфею Немеровскому съѣхать въ слободу Никифоровку и учинить изслѣдованіе, точно-ли церковь по-стройкою кончена, а вещамъ церковнымъ и прочему учинить опись и представить; на что онъ, благочинный Немеровскій сего ноября 16-го


367

дня, репортомъ Правленію доноситъ, что церковь строеніемъ совсѣмъ уже кончена, имѣющимся же церковнымъ вещамъ учиненную опись пред-ставилъ. Того ради Вашему Высокопреосвященству сіе духовное Прав-леніе, с приложеніемъ помянутой церковнымъ вещамъ описи, благопочти-тельнѣйше представляя, нижайше проситъ о освященіи вышеписанной церкви архипастырскаго благословенія и выдачи святаго антиминса".

По сему репорту преосвященный Гавріилъ резолюціею отъ 16-го генваря 1794 года благословилъ освятить новоустроенную въ слободѣ Никифоровкѣ Свято-Троицкую церковь и дозволилъ выдать для этого освященный антиминсъ, 9-го февраля 1794 г. изъ Екатеринославской Консисторіи отправленъ в Александрійское духовное Правленіе указъ объ этомъ; а 25-го мая того же 1794 года присутствующій онаго Правле-нія, священникъ Климентъ Стояновскій соборнѣ, по надлежащему цер-ковному чинопослѣдованію, въ слободѣ Никифоровкѣ освятилъ ново-устроенную Свято-Троицкую церковь и открылъ въ ней богослуженіе и священнодѣйствіе.

СЛОБОДА ?ВАНОВКА, ?ВАНОВСКАЯ, КОНОВАЛОВА, НЫНЪАЛЕКСАНДРОВКА.

Слобода, ?вановская, нынѣ Александровка, при рѣчкѣ Само-ткани, малолюдная, разбросанная, при одноштатномъ церковномъ причтѣ, находится нынѣ Верхнеднѣпровскаго уѣзда во 2-мъ благо-чинническом округѣ*.

Мѣстность нынѣшней слободы ?вановской, Александровки— древнѣйшее запорожское займище "Оврагъ Кузьмииъ", въ при-ходѣ сей слободы, въ 1690 и 1707 годахъ значится уже въ числѣ населенныхъ мѣстностей запорожскаго казачества.

По разрушеніи, въ 1775 году, послѣдней Сѣчи запорож-ской, мѣстность эта, на значительномъ пространствѣ околичной зем-ли, въ 1779 году досталась въ ранговую дачу поручику ?вану


368

Семеновичу Руденку. На пріобрѣтенной землѣ основавъ, въ память своего имени, слободу ?вановку, поручикъ Руденко, по возможности, скоро заселилъ ее народомъ семейнымъ и осѣдлымъ. Въ 1782 году, при составленіи общей народной переписи, въ слободѣ ?вановкѣ, владѣнія поручика Руденка, найдено и въ списки внесено постоянныхъ и осѣдлыхъ жителей муж. 128 и жен. 87 душъ.

Въ 1792 году помѣщикъ слободы ?вановки, коллежскій ассесоръ ?ванъ Семеновичъ Руденко, согласно просьбѣ и желанію всѣхъ посе-лянъ ?вановки, рѣшился собственнымъ коштомъ устроить въ своей слободѣ деревянную церковь во имя Рождества пророка Предтечи и Крестителя Господня Іоанна. Заготовивъ для постройки церкви доста-точное количество строеваго матеріала, чрезъ Межевую экспедицію отмежевать изъ своей дачи 120 десятинъ земли для причта будущей церкви и пригласивъ своихъ сосѣдей—бригадира Боровскаго, въ слободѣ коего Боровковке 35 дворовъ, въ нихъ мужеска 100 и жен. 90 душъ, надворнаго совѣтника Халчевскаго, въ слободѣ коего Марьинской 30 дворовъ, въ нихъ мужеска 70 и женска 75 душъ, и карнета Потоцкаго, въ слободѣ коего Самотканской 20 дворовъ, въ нихъ муж. 60 и жен. 40 душъ, быть прихожанами предполагаемой къ постройкѣ ?вановской церкви, г. Руденко въ маѣ мѣсяцѣ 1793 года формальнымъ доношеніемъ просилъ Екатеринославскаго Намѣстничества правителя В. В. Каховскаго исходатайствовать ему у преосвященнаго Екатерино-славскаго разрѣшеніе и благословеніе на постройку въ слободѣ ?ва-новкѣ означенной церкви. По поводу сей просьбы, В. В. Каховскій въ промеморіи отъ 1-го іюля 1793 года писалъ къ преосвященному Гавріилу, митрополиту Екатеринославскому: "Екатеринославскаго уѣзда помѣщикъ, коллежскій ассесоръ ?ванъ Руденко желаетъ сооружить въ деревнѣ своей, состоящей въ томъ же уѣздѣ ?ванов-ской, церковь въ память Рождества честнаго славнаго пророка и Пред-течи, Крестителя Господня Іоанна, къ чему потребный лѣсъ и всѣ церковные утвари уже имъ заготовлены, и въ той его, Руденка, деревнѣ состоитъ дворовъ 45, въ нихъ душъ мужеска 118, женска 110, да въ


369

слободахъ сосѣднихъ съ нимъ помѣщиковъ—бригадира Боровскаго, надворнаго совѣтника Хальчевскаго и карнета Потоцкаго дворовъ 85, въ нихъ душъ муж. 230, и жен. 205. Я имѣю честь препроводить при семъ прошеніе купно съ приложенною при ономъ подпискою помянутаго помѣщика Руденко и планъ отмежеванной землѣ, для построенія церкви и довольствія священно и церковнослужителей, Вашего Высокопреосвя-щенства покорнѣйше прошу на сооруженіе оной въ деревнѣ его Руденка ?вановской преподать архипастырское Ваше благословеніе".

По сему отношенію преосвященный Гавріилъ. митрополитъ Екате-ринославскій резолюціею отъ 3-го августа 1793 года дозволилъ и благо-словилъ въ слободѣ ?вановкѣ устроить деревянную церковь во имя Рождества Крестителя Господня Іоанна. 3-го того же августа 1793 года изъ Консисторіи отправленъ въ Екатеринославское духовное Правленіе указъ объ этомъ; а 4-го іюня слѣдующаго 1794 года Екатеринославскій протоіерей Іоаннъ Станиславскій соборнѣ, по надлежащему церковному чинопослѣдованію, въ слободѣ ?вановкѣ освятилъ мѣсто подъ церковь и положилъ закладку на сооруженіе оной.

Репортомъ отъ 8-го августа 1795 года Екатеринославское духовное Правленіе представляло преосвященному Гавріилу: "Минувшаго апрѣ-ля 30-го дня Екатеринославскаго уѣзда помѣщикъ коллежскій ассесоръ ?ванъ Руденко въ поданномъ въ сіе Правленіе прошеніи прописывалъ, въ нововыстроенную въ слободѣ его ?вановкѣ церковь Рождества честнаго славнаго пророка, Предтечи и Крестителя Господня Іоанна, избралъ онъ во священника епархіи Вашего Высокопреосвященства, Новомосковскаго уѣзда, слободы гоподина генерал-маіора и кавалера, Василія Степановича Попова, церкви Василія Великаго діакона Іоанна Жеребецкаго. о которомъ, прилагая при ономъ одобреніе и на имя Вашего Высокопреосвященства заручное прошеніе, просилъ къ рукопо-ложенію показаннаго діакона Жеребецкаго, во священника взнесть Вашему Высокопреосвященству отъ сего Правленія представленіе. Но какъ проситель коллежскій ассесоръ Руденко въ прошеніи своемъ


370

не объяснилъ, имѣютсяль церковныя сосуды, облаченія, утвари, колоко-ла и прочее, и не будетъ-ли во освященіи церкви каковаго препятствія и остановки; то по учиненному въ семъ Правленіи тогожъ апрѣля 30-го дня журналу, посланнымъ къ благочинному священнику Бородаевскому Гавріилу Щасливцеву, указомъ велѣно выстроенную въ слободѣ ?ва-новкѣ церковь освидѣтельствовать, и что окажется, учиня всему цер-ковному имѣнію опись, представить въ сіе Правленіе, по которому указу сего августа 7-го дня, при рапортѣ своемъ онъ, Щасливцевъ, такую и представилъ, которую при семъ Вашему Высокопреосвященству сіе Правленіе почтеннѣйше представляетъ и проситъ о освященіи той цер-кви и о выдачѣ освященнаго антиминса учинить ваше архипастырское благоразсмотрѣніе".

По сему репорту преосвященный Гавріилъ, митрополитъ Екатерино-славскій, резолюціею отъ 4-го сентября 1795 года разрѣшилъ и благо-словилъ освятить новоустроенную въ слободѣ ?вановкѣ владѣнія помѣщика, Екатеринославскаго уездиаго предводителя дво-рянства, Руденка, деревянную Іоанно-Предтеченскую церковь и дозволилъ выдать для этого освященный антиминсъ. 11-го сентября 1795 года изъ Екатеринославской Консисторіи отправленъ в Екатерино-славское духовное Правленіе указъ объ этомъ; а 15-го октября того же 1795 года Екатеринославскій протоіерей Іоаннъ Станиславскій соборнѣ, по надлежащему церковному чиноположенію, въ слободѣ ?вановкѣ освятилъ новоустроенную Іоанно-Предтеченскую церковь и открылъ въ ней богослуженіе и священнодѣйствіе.

9-го сентября 1795 года Новомосковскаго уѣзда слободы Мануиловки діаконъ Іоаннъ Жеребецкій, согласно просьбѣ г. Руденка и общему приговору прихожанъ, произведенъ во священника къ новоустроенной церкви слободы ?вановки.


371

СЛОБОДА НОВОГР?ГОРЬЕВКА, НЫНЬШНІЙ Г. ВЕРХНЕДНЬПРОВСКЪ.

Берега и степи древней рѣки Самоткани, красивые и живописные, богатые, и плодородные, особенно при устьѣ,—при впаденіи рѣки въ Днѣпръ, на правой сторонѣ по теченію его, давно уже извѣстны и знакомы были дѣловому, промышленному человѣчеству: въ періодъ литовско-польскаго владычества въ этой мѣстности, въ 1640 и 1655 годахъ, здѣсь, въ вишневыхъ садахъ и въ миндальныхъ рощахъ, была отлично устроенная маетность одного польскаго дозорца. Въ 1680—1690 годахъ здѣсь сидѣли уже въ зимовникахъ престарѣлые запорожцы, считая эту мѣстность, со всею околичностію ея, своею отчизпою и материзиою, древнимъ родовымъ достояніемъ своимъ.

Въ 1775 году, по уничтоженіи послѣдней Сѣчи запорожской, вся мѣстность по Самоткани, на огромнѣйшемъ пространствѣ околичной земли, поступила въ рапговую дачу князю Потемкину. Въ память своего имени, на пріобрѣтенной землѣ, основавъ слободу Григорьевку, Потемкинъ немедленно заселилъ ее народомъ семейнымъ и осѣдлымъ*. Въ 1782 году, при составленіи общей народной переписи въ слободѣ Григорьевкѣ, владѣніи князя Потемкина, найдено и въ списки внесено постоянныхъ и осѣдлыхъ жителей мужеска 226 и женска 189 душъ. Въ 1785 году князь Потемкинъ новоосаженную слободу свою, Григорьевку, передалъ въ казенное вѣдомство, назвалъ ее государственною воинскою слободою и предназначилъ для поселенія отставныхъ семейныхъ и осѣдлыхъ солдатъ. Въ 1787 году "отъ рѣки Буга въ округу Пушка-ровскую, къ рѣкѣ Самотканѣ, въ новую слободу Новогригорьевку, на казенныя суммы переведено на поселеніе болѣе двухъ сотъ семейныхъ отставныхъ разныхъ чиновъ людей".

Въ 1792 году жители казенной слободы Новогригорьевки, по настоянію и подъ руководствомъ сельскаго старшины, сержан-та Василія Яковлева, Герасима Юдина, ?гната Лелюхина, Тита


372

Червякова и проч., согласно желанію всего общества и приговору сельской сборной ?збы, начали хлопотать о построеніи церкви въ слободѣ Новогригорьевкѣ и объ открытіи у себя своего собственнаго самосто-ятельнаго прихода. Для этого, купивъ Александрійскаго уѣзда въ слобо-дѣ Богоявленской, владѣнія генералъ-поручицы Репнинской, старое, но прочное и крѣпкое церковное зданіе съ изряднымъ икопостасомъ и чрезъ Межевую экспедицію отмежевавъ изъ общественной дачи 120 десятинъ земли для причта будущаго самостоятельнаго прихода, уполномоченные отъ общества формальнымъ доношеніемъ отъ 4-го августа 1793 года просили Екатеринославскаго Намѣстничества правителя В. В. Каховскаго исходатайствовать имъ у преосвященнаго Гавріила, митрополита Екатеринославскаго, разрѣшеніе и благословеніе устроить въ Новогригорьевкѣ церковь во имя равноапостоловъ Константина и Елены. По поводу сей просьбы, въ промеморіи отъ 10-го августа 1793 года В. В. Каховскій писалъ къ преосвященному Гавріилу: "Екатеринославскаго уѣзда, казеннаго селенія Новогригорьевскаго, поселенныхъ солдатъ, по состоянію въ ономъ дворовъ ста семидесяти и въ нихъ живущихъ солдатъ мужеска пола триста сорокъ пять душъ, же-лаютъ построить деревянную церковь во имя царя Константина и Ма-тери его Елены, убѣждаясь тѣмъ болѣе иполнить таковое свое намѣ-реніе, что хотя получаютъ они христіанскія требы отъ Свято-Никола-евской церкви въ казенномъ селеніи Пушкаровкѣ состоящей, но во время весны и разлитія рѣчки Самоткани, при коей заведено селеніе Новогригорьевское, не удобовозможно имъ получать оттоль оныя, ибо не рѣдко случалось, что рожденные младенцы, бывъ одержимы слабос-тію, умирали безъ крещенія, да и престарѣлые солдаты въ праздничные дни лишаются христіанскаго долга быть на литургіи. Почему и просятъ о построеніи церкви въ селеніи Новогригорьевскомъ, по состоянію уже въ готовности всѣхъ нужныхъ матеріаловъ, моего ходатайства. Я, препро-вождая симъ въ оригиналѣ помянутыхъ солдатъ—прошеніе и планъ церковной земли, отмежеванной изъ округи селенія Новогригорьевскаго,


373

всепокорнѣйше прошу Вашего Высокопреосвященства на сооруженіе въ ономъ новой церкви преподать архипастырское Ваше благословеніе, и меня о послѣдующемъ удостоитъ увѣдомленіемъ".

По сему отношенію преосвященный Гавріилъ резолюціею отъ 31-го августа 1793 года, дозволилъ и благословилъ въ казенной слободѣ Новогригорьевкѣ устроить деревянную церковь во имя равноапостоль-ныхъ царей Константина и Елены. 3-го сентября 1793 года изъ Консис-торіи отправленъ въ Екатеринославское духовное Правленіе указъ объ этомъ.

Въ ноябрѣ 1793 года жители селенія Новогригорьевскаго просили себѣ священника; въ прошеніи по сему дѣлу они писали: "Мы ниже-поименованные, по выслуженіи въ разныхъ Россійской ?мперіи пол-кахъ и по неспособности далѣе продолжать службы, за старостію и другими неспособностями, по силѣ имяннаго Ея ?мператорскаго Величества указа, назадъ тому тринадцатой годъ, отставлены на поселеніе и водворены, во первыхъ, были Ново-Миргородскаго уѣзда въ казенныхъ селахъ Александровскомъ и Константиновскомъ, отколь, по случаю бывшей съ непріятелемъ военной экстры, ко избавленію могущаго быть от стороны непріятельской вреднаго случая, по великодушію покойнаго его свѣтлости князя Григорія Александровича Потемкина Таврическа-го, переведены и поселены Екатеринославскаго уѣзда, при рѣчкѣ Самоткани, въ Новогригорьевское селеніе, гдѣ обзаведясь домашними экономіями жительствуемъ уже, по переводѣ, шестой годъ и по неимѣ-нію во оной церкви принадлежащіе христіанскіе требы, получаемъ казеннаго села состоящаго въ семъ же уѣздѣ Пушкаровки Свято-Нико-лаевской церкви, отъ священниковъ; но чрезъ разлитіе весенней и осенней воды, а иногда и влѣто отъ бываемыхъ дождей въ рѣчкѣ Само-тканѣ, а зимою за большими стужами родившіеся младенцы прекращаютъ жизнь свою некрещенными, да изъ насъ, по старости нашихъ лѣтъ, не имѣя силъ для хожденія по отдаленности къ церкви, оченъ рѣдко удостоеваемся слушать божественнаго священнослуженія съ крайнею нуждою; а по большей части и вовсе лишаемся; а какъ мы вообще въ томъ


374

нашемъ селеніи стараніе имѣемъ, отъ общественнаго нашего доходу, выстроить во имя царя Константина и Матери его Елены церковь, подъ которую и земля для церковнослужителей въ удобномъ мѣстѣ отведена и формально отмежевана, а въ десятый день истекшаго октября, на память святаго апостола Іакова Алфеева, по силѣ повелѣнія Вашего Высокопреосвященства, Екатеринославскаго духовнаго Правленія про-тоіереемъ Іоанномъ Станиславскимъ оная церковь, въ память и славу равноапостольныхъ царя Константина и Матери его Елены, заложена, и по сіе время выстроена выше оконъ къ заломамъ; для поспѣшности и приведѣнія ко окончанію вышеписаннаго строенія и къ предохраненію впредь по старости нашихъ летъ и слабости здоровья, могущихъ быть по всегдашнимъ припадкамъ выше сего изъясненныхъ законныхъ об-стоятельствъ, ежедневно бываетъ потребенъ священникъ: того ради Вашего Высокопреосвященства, милостиваго архипастыря нашего, всѣ вообще показаннаго селенія жители, нижайше просимъ находящагося у насъ во ожиданіи священническаго чина, Александрійскаго уѣзда владѣнія госпожи генералъ-поручицы Репнинской, села Богоявлен-скаго, церкви Богоявленія Господня, діакона Лаврентія Базарянинова, зная его доброе состояніе, къ священнослуженію рачителенъ, о коемъ уже отъ 1-го минувшаго сентября сего года прошеніемъ отъ насъ нижайше подписавшихся Вашему Высокопреосвященству донесено было, но теперь вторично представя просимъ о опредѣленіи его діа-кона Базарянинова на всегда къ наименованному у насъ во имя царя Константина и Матери его Елены престолу священникомъ". По сему прошенію 24-го декабря 1793 года діаконъ Лаврентій Базаряниновъ, въ трапезной Троицкой церкви Полтавскаго Крестовоздвиженскаго монастыря, преосвященнымъ Гавріиломъ, митрополитомъ Екатерино-славскимъ, рукоположенъ во священника.

Репортомъ отъ 19-го февраля 1795 года Екатеринославское ду-ховное Правленіе доносило преосвященному Гавріилу: "Сего фев-раля 19-го дня Екатеринославскаго уѣзда, воинскаго Новогри-горьевскаго   селенія   поселяне   и   приходскій   ихъ   священникъ,


375

поданнымъ въ сіе Правленіе прошеніемъ представили, что заложенная въ прошломъ 1793 году въ томъ ихъ селеніи, во имя царя Константина и Ма-тери его Елены, церковь собственнымъ ихъ коштомъ постройками совсѣмъ окончена и во оной икояостасъ старый, но еще способный, обла-ченія, сосуды и прочее тому подобное имѣется; при чемъ и учиненную второй части благочиннымъ священникомъ Гавріиломъ Щасливцевымъ той церкви и вещамъ именную описъ, при особомъ репортѣ, приложили, и просили о освященіи оной церкви и о выдачѣ освященнаго антиминса учинить, куда слѣдуетъ, отъ сего Правленія представленіе. Въ томъ же его, Щасливцева, репортѣ значитъ, что онъ показанную церковь, по про-шенію оной прихожанъ и священника. свидѣтельствовалъ, и оказалось, оная постройкою точно окончена; сосуды, облаченія и прочее имѣется; и во освященіи оной никакого препятствія не будетъ. Для того Вашему Высокопреосвященству Екатеринославское духовное Правленіе, съ прило-женіемъ учиненной благочиннымъ Щасливцевымъ гой церкви, вещамъ и прочему именной описи, представляетъ и проситъ о освященіи оной и о выдачѣ антиминса учинить Ваше архипастырское благоразсмотрѣніе и кому слѣдуетъ дать повѣленіе".

По сему репорту преосвященный Гавріилъ, митрополитъ Екатерино-славскій, резолюціею отъ 25-го февраля 1795 года разрѣшилъ и благо-словилъ протоіерею Станиславскому освятить новоустроенную въ сол-датской слободѣ Новогригорьевкѣ Константино-Еленинскую церковь и дозволилъ выдать для этого освященный антиминсъ. 27-го февраля 1795 года священнику Базарянинову выданъ освященный антиминсъ и изъ Консисторіи отправленъ въ Екатеринославское духовное Правленіе указъ объ освященіи церкви; а 17-го марта 1795 года Екатеринославскій прото-іерей Іоаннъ Станиславскій соборнѣ, по надлежащему церковному чино-положенію, въ слободѣ Новогригорьевкѣ освятилъ новоустроенную дере-вянную церковь и открыяъ въ ней богослуженіе и священнодѣйствіе.


376

СЛОБОДА САКСАГАНЬ.

Слобода Саксагань, при рѣкѣ того же имени, многолюдная и тор-говая, съ населеніемъ вообще довольно зажиточнымъ, при двухштат-номъ причтѣ, находится нынѣ Верхнеднѣпровскаго уѣзда во 2-мъ благочинническомъ  округѣ*.

Самое названіе рѣки слободы—Саксагань ясно показывает, что здѣсь когда-то господствовала турецко-татарская орда. По возвра-щеніи запорожцевъ изъ предѣловъ турецко-татарскихъ, изъ-подъ Алешекъ на Чертомлыкъ, семейства запорожскаго казачества, его родные и знакомые изъ Малороссіи немедленно нагрянули на степи Лозоватскія и Саксаганскія. На мѣстѣ нынѣшней слободы Саксагани въ 1738 году существоваль уже обширнѣйшій зимовникъ войсковаго старшины Семена Панчохи со множествомъ землянокъ и шалашей-куреней и съ жильцами въ нихъ. Въ 1740 году на этомъ зимовникѣ, для насельниковъ его, устроена была часовня съ иконою Покрова Божіей Матери; священникъ Дидушинскій, возвратившійся изъ-подъ Алешекъ вмѣстѣ съ запорожцами, часто посѣщалъ эту часовню и служилъ въ ней.

При открытіи и учрежденіи Новороссійской губерніи зимовникъ Панчохинъ Нп Саксагани представлялъ уже довольно многолюдную, торговую и промышленную деревню и обращенъ былъ тогда же въ государственную воішскую слободу Саксагань. Въ 1777 году Новороссійскій губернаторъ Матвѣй Васильевичъ Муромцевъ, обо-зрѣвши лично всѣ населенныя мѣстности своей губерніи, государ-ственную воинскую слободу Саксагань, и по многолюдству обывателей и по удобствамъ житейскимъ, нашелъ одною изъ лучшихъ и болѣе благоустроенныхъ слободъ и учредилъ здѣсь городъ Саксагань, со льго-тами, со всѣми правами и преимуществами уѣзднаго города. Довольные симъ, жители городп СпКСагпНІІ, болыпею частію, сѣчевики—запо-рожцы, подъ руководствомъ и по указаніямъ земскаго коммисара, начали обстраивать свои дома и усадьбы и заводить общественныя учрежденія.


377

Въ 1782 году, при составленіи общей народной переписи, вЪ ПОСпде Саксагане, найдено постоянныхъ осѣдлыхъ жителей и внесено въ списки мужеска 325 и женска 215 душъ. Не доволъствуясь своею часов-нею, жители государственной воинской слободы Саксагани въ 1782 году начали хлопотать о построеніи въ своей слободѣ церкви во имя Покрова Божіей Матери; для этого заготовивъ потребное коли-чество матеріаловъ. они просили чрезъ Новороссійскаго губернатора у преосвященнаго Никифора разрѣшенія и благословенія устроить означенную церковь, и получми таковое.

Доношеніемъ отъ 19-го генваря 1787 года Екатеринославское духов-ное Правленіе представляло преосвященному Амвросію, архіепископу Екатеринославскому: "Сего генваря 16-го дня вѣдомства сего духовнаго Правленія государственнаго селенія Саксагани, священникъ Михаилъ Волчанецхій, поданнымъ прошеніемъ представя, что за существованіе еще бывшей Новороссійской губерніи, во ономъ селеніи Саксагани, положенъ уѣздный городъ Саксагань, гдѣ на 300 дворовъ и кварталы разбиты, и планъ на оной городъ съ означеніемъ, гдѣ быть церквѣ, съ надеждою, что и сумма на сооруженіе церкви будетъ отпущена, выданъ; въ разсужденіи де чего онаго селенія Саксагани жители и приступили къ сооруженію тамо обширной о двухъ престолахъ церкви, и уже кончили оную собственнымъ своихъ иждивеніемъ, и хорной предѣлъ къ посвя-щенію поспѣлъ, но не въ силахъ однако сооружить въ ней, въ нижней Покровской, предѣлъ иконостаса, ибо онъ не меныпе тысячи рублей составлять можетъ, и потому просилъ о выдачѣ ему Волчанецкому на испрашиваніе отъ доброхотныхъ дателей къ сооруженію въ означенной его церкви иконостаса, милостынного подаянія грамоты и книги на два года, взнесть къ Вашему Преосвященству представленіе; для того Вашему Преосвященству Екатеринославское духовное Правленіе о вышеписанномь донося, покорнѣйше проситъ, о выдачѣ означенному священнику Волчанецкому для испрашиванія отъ доброхотныхъ дателей въ Екатеринославской губерніи чрезъ два года милостынного подаянія


378

грамоты и шнурозапечаганной книги учинить высокомилостивое Ваше архипастырское   благоразсмотреніе".

На семъ доношеніи 15-го февраля 1787 года преосвященный Амвросій въ резолюцію написалъ: "Священнику Саксаганскому объявить въ при-сутствіи Консисторіи, чтобы увѣщаніями старался склонять своихъ при-хожанъ къ вспоможенію на довершеніе церкви ихъ".

Казеннаго села Саксаганскаго священникъ Михаилъ Волчанецкій и церковныя старосты Тарасъ Снѣжко и Артемъ Карпенко въ прошеніи отъ 8-го октября 1787 года вновь писали преосвященному Амвросію, архіепископу Ехатеринославскому и Херсонисо-Таврическому: "По благословенію антецессора Вашего Преосвященства, бывшаго пре-освященнаго Никифора, въ нашемъ селѣ Саксаганскомъ, въ прошломъ 1782 годѣ заложенная церковь, во именованіе Покрова Пресвятыя Богородицы, съ придѣломъ на хорахъ во именованіе великомученика и побѣдоносца Георгія, постройкою кончена; только полы не ошельова-ны; и оной хорной престолъ сего году, по благословенію Вашего Преосвященства, уже освященъ; нижнемужъ Покровскому престолу иконостасъ еще не сдѣланъ, и оная наша церковь сначала работъ строилась коштомъ Саксаганскаго общества, а на послѣдокъ обще-ство пришедши вскудость, изъ своего согласія, дабы чЬмъ довершить церковь, отдало было въ своемъ селѣ въ откупъ винную продажу, съ полученіемъ за то въ каждой годъ на достройку церкви 300 рублей денегь; но сего году во всѣхъ казенныхъ селеніяхъ кабаки учреждены, и тѣмъ таковой церковной доходъ пересѣченъ; почему общество далѣе по своей скудости не имѣемь чѣмъ докончить церкви; для того Вашему Преосвященству о томъ представляя, покорно просимъ, о выдаче намъ на испрошеніе въ епархіи Вашего Преосвященства чрезъ три года милостыннаго подаянія, на издѣлку иконостаса и совершенное окончаніе церкви, шнуровой книги и грамоты, учинить архипастырскую милостивую резолюцію". По сему прошенію выдана просительная книга сь грамотою на одинъ годъ.


379

Въ генварѣ 1789 года казеннаго села Саксаганскаго священникъ Михаилъ Волчанецкій и церковныя старосты—Тарасъ Снѣжко и Ар-темъ Карпенко представили преосвященному Амвросію Екатерино-славскому другое прошеніе, въ коемъ писали: "Въ селеніи нашемъ Саксаганскомъ церковь Покрова Пресвятыя Богородицы постройкою хотя и окончена, но еще во оную не сдѣлали йконостаса; ограды и колокольни при ней также не имѣется; и какъ въ церкви таковой суммы достатка нѣтъ, а прихожане, по неурожаю прошлыхъ годовъ хлѣба и по нынѣшнимъ военнымъ обстоятедьствамъ пріуставши въ ихъ состояніи, не имѣютъ чѣмъ дать помощь, то и быть все то сдѣлано вскорѣ не мо-жетъ: для того припадая къ стопамь Вашего Преосвященства, всени-жайше просимъ на испрашиваніе чрезъ два года въ епархіи Вашего Преосвященства огъ доброхотовъ милостыннаго подаянія, къ совер-шенному сооруженію въ упоминаемую нашу Покровскую церковь иконо-стаса, ограды и колокольни, дать архипастырскую благословительную грамоту и книгу". По резолюціи преосвященнаго Амвросія Екатерино-славскаго отъ 6-го февраля 1789 года, просителъная книга вновь сро-комъ на одинъ годъ выдана.

?нтересно прошеніе священника Волчанецкаго, поданное имъ преосвященному Амвросію Екатеринославскому въ генварѣ 1789 года: "Указомъ, написалъ о. Волчанецкій,—указом, въ духовной Вашего Преосвященства Консисторіи состоявшимся и чрезъ Екатеринославское духовное Правленіе во всѣхъ приходахъ подтвержденнымъ, большихъ расходовъ при церквахъ, кромѣ одного въ годъ рубля, приказано не весть, въ нужныхъ же надобностяхъ относиться къ Вашему Преосвящен-ству; кахъ же ъъ приходѣ моемъ, въ церковь иконостасъ еще не сдѣланъ, да и другими надобностьми не совсѣмъ снабдена, почему и расходамъ слѣдуетъ быть не малымъ; для того Вашему Преосвященству о семъ являя, покорно прошу о позволеніи мнѣ чинить таковые расходы, впредь до совершенія церкви, кому надлежитъ, дать Ваше повелѣніе".

Представленіемъ отъ 12-го сентября 1793 года Екатерино-славское духовное Правленіе долагало преосвященному Гавріилу,



380

митрополиту Екатеринославскому: "Минувшаго августа 22-го дня Екатеринославскаго уѣзда казеннаго селенія Саксагани, священники Михаилъ Волчанецкій и Романъ Шокотко, присланнымъ въ сіе Прав-леніе прошеніемъ прописывая, по благословенію де покойнаго преосвя-щеннаго Амвросія, архіепископа Екатеринославскаго и Херсонисо-Таврическаго, въ новопостроенной приходской ихъ Покрова Пресвятыя Богородицы церквѣ хорной придѣлъ святаго великомученика и побѣ-доносца Георгія въ прошломъ 1787 году освященъ, въ коемъ и священ-нослуженіе до сего простирается; но какъ уже и вышеписанная нижняя Покровская церковъ имѣя иконостасъ, отдѣланной иконописною рабо-тою и всѣмъ принадлежащимъ къ посвященію поспѣла,—просятъ о выдачѣ на освященіе той ихъ Саксаганской Покровской Церкви святаго антиминса, куда слѣдуетъ, представить; въ то же время и благочинный священникъ Зосимовичъ сего сентября 12-го дня присланнымъ въ сіе Правленіе репортомъ представилъ, что онъ по прошенію вышесказан-ныхъ священниковъ ту ихъ церковь освидѣтельствовалъ, и имѣющимся во оной церковнымъ вещамъ опись приложилъ, которую Вашему Высо-копреосвященству Екатеринославское духовное Правленіе представляя, почтеннѣйше проситъ въ показанную церковь святый антиминсъ милостивѣйше неоставитъ выдать, и о освященіи оной, кому слѣдуетъ, дать Ваше архипастырское повелѣніе".—На основаніи сего представ-ленія, преосвященный Гавріилъ, митрополитъ Екатеринославскій, резо-люціею отъ 20-го октября 1793 года, благословилъ освятить новоустро-енную въ слободѣ Саксагани Свято-Покровскую церковь и дозволилъ выдать для этого освященный антиминсъ. 29-го октября 1793 года изъ Консисторіи отправленъ въ Екатеринославское духовное Правленіе указъ объ этомъ, къ свѣденію и надлежащему исполненію.



Реклама на сайте
Яндекс цитирования

Рассылки Subscribe.Ru
Генеалогическое древо семьи