207

СЛОБОДА ВЫСШАЯ ТАРАСОВКА-ВЫШЕТАРАСОВКА.

Слобода Высшая Тарасовка, на берегу Днѣпра, на правой сторонѣ по теченію его, многолюдная, съ населеніемъ зажи-точнымъ, при одноштатномъ церковномъ причтѣ, находится въ Екатеринославскомъ уѣздѣ и входитъ нынѣ въ составъ 3-го благочинническаго округа*.

Мѣстность нынѣшнихъ—Высшей, или Верхней Тарасовки и сосѣдней съ нею Нижней Тарасовки — изъ давнихъ лѣтъ во всей подробности извѣстна была запорожскому казачеству. Возвы-шенная у самаго Днѣпра, поэтически-величественная, съ прек-расными, восхитительными и живописными видами, равнина Высшей Тарасовки, богатая, цвѣтущая и роскошная, съ 1550 года по 1640 годъ всегда была полна народомъ, кипѣла жизнію и дѣя-тельностію людскою. Въ періодъ литовско-польскаго владычества въ этомъ краю, здѣсь было нѣчто въ родѣ польскихъ турнировъ, рысталищъ, скачекъ и общихъ гуляній. "На Сёмена" т. е. 1-го сентября ежегодно, въ спокойное время, съѣзжались на эту вели-чественную равнину польскіе магнаты и паны, ихъ воеводы и пол-ковники. ихъ маршалки и державцы, ихъ дозорцы и коммиссары, на просторѣ, въ полномъ разгулѣ страстей жили, здѣсь долго. про-буя силу и ловкость свою и своихъ буцефаловъ. По изгнаніи поляковъ, мѣстность эту свободно занимали уже запорожцы. Въ 1740 году здѣсь  поселился  отставный  войсковый  запорожскій  старшина,—


208

какой-то Тарасъ, завелъ огромный зимовникъ и съ своимй хлоп-цами и мальцами, съ своею челядыо и паймитами занимался ското-водствомъ и хлѣбопашествомъ, жилъ долго и умеръ, оставя имя свое,   на   память,   зимовнику   и  этой   мѣстности.

Въ 1783 году всю эту мѣстность, на значительномъ пространствѣ десятинъ земли, пріобрѣла въ собственность графиня Александра Васильевна Браницкая. Заселивши слободу Высшую Тарасовку наро-домъ семейнымъ и осѣдлымъ, графиня Браницкая поручила, изъ м. Бѣлой церкви, довѣренному своему, директору экономіи, надвор-ному совѣтнику ?вану ?льичу Булгакову благоустроить эту слободу, завести въ ней всѣ надлежащіе порядки и во благо подданныхъ ея сдѣлать въ слободѣ все необходимое. На основаніи сей доверѣн-ности г. Булгаковъ дѣло по благоустроенію слободы Вышетарасовки началъ заботами о построеніи въ ней церкви. 15-го сентября 1784 года онъ подалъ о семъ прошеніе преосвященному Никифору, архіепис-копу Славенскому и Херсонскому; въ прошеніи этомъ писалъ: "По довѣренности мнѣ Ея Сіятельства графини Александры Васильевны Браницкой, слобода Верхнетарасовская, состоящая Екатерино-славскаго намѣстничества въ Екатеринославскомъ уѣздѣ нахо-дится въ моемъ смотрѣніи; въ которой всѣ, тамо живущіе поддан-ные, согласно съ усерднѣйшимъ раченіемъ желаютъ, когда отъ вашего высокопреосвященства будетъ благословеніем, выстроить вновь цер-ковь въ честь святыя великомученицы Александры собственнымъ своимъ коштомъ и всѣмъ подлежащимъ снабдить и украсить имѣютъ, съ прибавленіемъ и отъ доброхотныхъ дателей суммы, на что уже ими и собрано нѣкоторое число денегъ и прочихъ потреб-ныхъ припасовъ частію заготовлено, поелику, за отдаленностію другихъ церквей, какъ не ближе оныхъ въ Никиполи и въ Алек-сандровской (крѣпости), которыя состоятъ—первая въ 55, а вторая въ 45 верстахъ, въ полученіи христіанскихъ требъ, въ крещеніи младенцевъ и въ погребеніи мертвыхъ, по долгу хрістианскому, терпятъ крайніе нужды. Какъ же еще тамо, за неимѣніемъ церкви, священника, дьячка и пономаря не имѣется, то всѣ они обществомъ,


209

согласно съ другими по близости селеніями, яко-то маіорши Сы-чевской и камеръ-юнкера Гагарина Архангельской жительми, избрали къ произведенію туда во священника города Новыхъ Кайдакъ соборной Свято-Николаевской церкви рукоположен-наго дьячка Савву Раевскаго, свидѣтельствуя о его добромъ и ни въ какомъ худомъ дѣлѣ не подозрительномъ состояніи, объясняя притомъ, что во оныхъ слободахъ—въ Верхнетарасовской имѣется приходскихъ дворовъ 633, въ нихъ муж. 212, а жен. 111, у маіорши Сычевской дворовъ 15, въ нихъ муж. 35, а жен. 25, въ Архангельской дворовъ 30, въ нихъ муж. 55, а жен. 45, а всего дворовъ 108, въ нихъ обоего пола 482 души. Въ такомъ случаѣ припадая къ святительскимъ вашего высокопреосвященства сто-памъ, всепокорнѣйше прошу, по вышеписаннымъ обстоятель-ствамъ, въ показанной слободѣ Ея Сіятельства, графини Алек-сандры Васильевны Браницкой Верхнетарасовской, по желанію всѣхъ тамо живущихъ подданныхъ и другихъ прикосновенныхъ по близости оной помѣщичьихъ слободъ, архипастырски благословить церковь въ честь святыя великомученицы Алек-сандры построить и о построеніи оной, куда подлежитъ, дать повелѣніе, равно избраннаго ими во священника рукополо-женнаго дьячка Савву Раевскаго святительски архипастырскимъ своимъ благословеніемъ въ показанную Верхнетарасовскую сло-боду посвятить во священника и снабдить его на тотъ чинъ став-ленною священническою грамотою, равно и на испрошеніе отъ доброхотныхъ дателей на строющуюся церковь въ епархіи вашего высокопреосвященства милостыннаго подаянія наградить за шну-

ромъ и печатію книгою           Касательножъ до отмежеванія земли для

священно-церковно-служителей 120 десятинъ и угоднаго мѣста для построенія церкви; то оные, коль скоро въ удовлетвореніе повелѣніемъ-—о построеніи церкви и посвященіемъ сего, по аппро-баціи, дьячка Савву Раевскаго во священника наградить удостоите, неукоснительно мною ассигнованы быть имѣютъ, объ отмежеваніи коихъ формально и о выдачѣ на оные плановъ отъ меня его превосходительству, г. правителю Екатеринослав-скаго намѣст-ничества,   ?вану   Максимовичу   Синельникову   представлено"   ...


210

По сему прошенію г. Булгакова Епархіальное Начальство немед-ленно назначило Никопольскаго священника Петра Пищимуку въ слободу Вышетарасовку для преподаянія тамошнему народу христі-анскихъ требъ.

Правитель Екатеринославскаго намѣстничества, Синельниковъ бумагою отъ 21-го марта 1785 года сообщилъ преосвященному Никифору, что имъ предписано уже землемѣру, подпоручику Дебрецынію, для причта будущей церкви въ слободѣ Вышетарасовкѣ, отмежевать изъ дачи графини Браницкой 120 десятинъ удобной земли при "овраге Усенкове". А въ іюлѣ мѣсяцѣ того же 1785 года обыватели слободы Верхнетарасовской, полковой старшина Марко Поперечній, значковый товарищъ Петръ Згурскій, Матвѣей Ворона, Осипъ Роменскій, Сте-фанъ Шостаченко и Павелъ Летучій, по уполномочію отъ общества, представили преосвященному Никифору прошеніе, въ коемъ про-писали, что постройку церкви берутъ они на свой коштъ, о поддержаніи и благоукрашеніи ея всѣми силами будутъ стараться и не допустятъ ее до обветшалости; равно безбѣдно будутъ содержать и продоволь-ствовать и служащее при ней духовенство, въ чемъ представили отъ себя и письменные трактаменты.

По разсмотрѣніи всѣхъ этихъ бумагъ и представленныхъ къ дѣлу справокъ, Славенская духовная Консисторія опредѣ-леніемъ своимъ постановила: разрѣшить въ слободѣ Верхнета-расовской устроить церковь въ честь святыя великомученицы Александры. 23-го іюля 1785 года, выдана была святительская, храмозданная, благословительная грамота на закладку и соору-женіе церкви. При отношеніи отъ 30-го октября 1785 года прави-тель намѣстничества г. Синельниковъ представилъ преосвя-щенному Никифору законнымъ порядкомъ составленный и утвержденный планъ на 120 десятинъ земли, отмежеванной изъ дачи графини Браницкой для священно-церковно-служителей будущей церкви въ слободѣ Верхнетарасовской. 24-го мая 1786 года, Екатеринославскій протоіерей Феодоръ Фомичъ соборнѣ, по церковному чиноположенію, въ слободѣ Вы-шетарасовской   освятилъ   мѣсто   подъ   церковь   и   положилъ


211

закладку на сооруженіе оной. 22-го іюля того же 1786 года, діаконъ Свято-Николаевской церкви г. Екатеринослава (т. е. Новаго Кайдака) ?ванъ Слоновскій рукоположенъ во священника къ новостроющейся церкви во имя святыя мученицы Александры, въ слободѣ Вышетарасовкѣ. Въ сентябрѣ 1788 г. слободы Вы-шетарасовки, владѣнія графини Браницкой, жители ктиторъ Алексѣй Журавель, Матвѣй Осадчій, Марко Поперечній, Савва Юшка, ?ванъ Гаркуша и другіе, представили преосвященному Амвросію Екатеринославскому прошеніе, въ коемъ писали: "По благословенію бывшаго преосвященнаго Никифора, архіепископа Славенскаго и Херсонскаго, въ слободѣ нашей церковь во имено-ваніе святыя мученицы Александры заложена и уже постройкою начата, къ которой, въ разсужденіи далекаго отъ окружныхъ церквей разстоянія, онымъ же бывшимъ преосвященнымъ Ники-форомъ, священникъ Іоаннъ Слоновскій, по необходимой надоб-ности, рукоположенъ и какъ по довольному количеству въ сей слободѣ людей и за нескорымъ той церкви постройкою окон-чаніемъ, мы обще всѣ въ полученіи себѣ принадлежащихъ христі-анскихъ требъ, яко то исповѣди и святаго причастія, особливо въ великопостное весняное время, за разлитіемъ рѣки и за отда-ленностію отъ приходовъ,—отъ Хортицкаго 40, а отъ Грушевскаго 20 верстъ, претерпѣваемъ всекрайнѣйшую нужду; для того вашего преосвященства мы всѣ той слободы поселяне единогласно просимъ, поколь наченшаясь въ сей слободѣ нашей церковъ въ совершенное состояніе пріидетъ, въ состоящемъ въ оной молитвенномъ домѣ повелѣть священнику Іоанну Слоновскому для совершеннаго отправленія божественной литургіи и преподаянія намъ требъ, исповѣдывать и пріобщать, и для сего выдать походной святый антиминсъ и о семъ учинить ваше архипастырское благоразсмот-рѣніе". Согласно сей просьбѣ преосвященный Амвросій разрѣшилъ совершать богослуженіе въ молитвенномъ домѣ; 26-го сентября 1788 года выданъ былъ для сего благочиному, священнику ?льѣ Кле-ментидіеву походный, подвижный антиминсъ.

Въ іюлѣ мѣсяцѣ  1793 года Екатеринославское духовное Пра-вленіе репортомъ доносило преосвященному Гавріилу, митрополиту


212

Екатеринославскому; "Отъ 24-го числа генваря сего года по резолюціи покойнаго преосвященнаго Амвросія, архіепископа Екатеринославскаго, начавшаясь Екатеринославскаго уѣзда въ слободѣ помѣщицы графини Браницкой Вышетарасовской Казанскія Богоматери церковь строеніемъ совсѣмъ уже окончена и всѣми принадлежащими церковными утварьми, вещами и сосудами снабдѣна, и учиненная при свидѣтельствѣ оной тѣмъ церковнымъ вещамъ и утварям опись, за умертвіемъ означеннаго преосвя-щеннаго Амвросія представлена въ Екатеринославскую духовную Кон-систорію, съ прошеніемъ о освященіи оной резолюции; однакъ за не полученіемъ оной, означенная церковь остается и по нынѣ безъ освященія; для того вашему высокопреосвященству Екатеринославское духовное Правленіе почтеннѣйше представляя, проситъ о освященіи оной вашего архипастырскаго повѣленія". На основаніи сего репорта преосвященный Гавріилъ, митрополитъ Екатеринославскій, резолюціею отъ 5-го августа 1793 года, благословилъ освятить новосооруженную въ слободѣ Высшей Тарасовкѣ деревянную церковь. 17 августа 1793 года изъ Консисторіи отправленъ въ Екатерино-славское духовное Правленіе укамъ объ этомъ; 5-го сентября полученъ въ Правленіи и объявленъ, къ исполненію, протоіерею Станиславскому.

СЛОБОДА ГОЛОГРУШЕВКА.

Слобода Гологрушевка, при Днѣпрѣ, на правой сторонѣ по теченію его, при одноштатномъ церковномъ причтѣ находится нынѣ Екатерино-славскаго уѣзда въ 3-мъ благочинническомъ округѣ*.

Какъ въ Смоленскѣ и въ Смоленской губерніи, какъ въ Кіевѣ и въ Кіевской губерніи, такъ точно и въ Екатеринославѣ и въ Екате-ринославской губерніи, на всемъ почти протяженіи Днѣпра, пра-вая сторона его вездѣ почти гориста, извилиста и волнообразно возвышенна, а лѣвая отлога и низменна. Правая сторона, какъ го-ристая и возвышенная, вездѣ представляетъ мѣстность здоровую


213

въ гипеническомъ отношеніи, прекрасную, съ величественными, картинными видами, съ восхитительными панорамами; а лѣвая сторона по своей низменности, орошаемая Днѣпром, по озерамъ и балкамъ, наполняемая водами его, даетъ богатую растительность. Урочище Грушевка, своею прекрасною живописною мѣстностію давно уже привлекала къ себѣ вниманіе многихъ любителей красотъ природы. Запорожцы, по выраженію одной рукописи, часто грели здесь животы свои, въ полную душевную усладу; польскіе коммисары, въ періодъ Литовско-Польскаго владычества въ этомъ краю, имѣли здѣсь общую свою маетность; въ началѣ 1776 за Грушевку происходилъ домашній, жаркій споръ между княземъ Вяземскимъ и Прозоровскимъ, графомъ Чернышевымъ и Толстымъ, только участіемъ Потемкина рѣшенный въ пользу послѣдняго.

Получивъ такимъ образомъ въ ранговую дачу урочище Грушевку съ значительнымъ количествомъ удобной земли, генералъ-маіор Феодоръ Матвѣевичъ Толстой поручилъ довѣренному своему полковому асаулу Степану Феодоровичу Бабичеву осадить здѣсь слободу, населить и благоустроить ее. На основаніи довѣренности управитель Бабичевъ, при содѣйствіи запорожцевъ, населилъ слободу Грушевку народомъ .семейнымъ и осѣдлымъ, вольнымъ и свободнымъ,—именно такимъ, какимъ предписано было заселять безлюдныя степи запорожскаго казачества. Основавши и обстроивши слободу, Бабичевъ рѣшился устроить въ ней церковь; для этого заготовивши потребное коли-чество матеріала и, при содѣйствии губернской Канцеляріи и Меже-вой Экспедіции, отмежевавши при рѣчкѣ Томаковкѣ 120 десятинъ удобной земли для причта будущей Грушевской церкви, Бабичевъ формально заявилъ объ этомъ, въ сентябрѣ 1785 года, Екатерино-славскаго Намѣстничества правителю Синельникову. Синельниковъ по этому случаю отъ 29-го сентября 1785 года за № 2325 писалъ къ преосвященному Никифору, архіепископу Славенскому и Херсонскому: "Управитель Бабичевъ села Грушевки, состоящей въ Екатерино-славскомъ уѣздѣ, владѣнія г. генералъ-маіора и кавалера Толстаго,


214

имѣя въ населеніи во оной слободѣ дворовъ 101, въ нихъ муж. 338, жен. 186 душъ, намѣренъ сооружить новую церковь во имя святаго Архи-стратига Михаила, къ чему уже изготовилъ матеріалы и майстеровъ договорилъ, имѣетъ всѣ церковныя вещи, и для этого проситъ меня сообщить вашему высокопреосвященству о дозволеніи состроить означенную церковь. Сопровождая у сего планъ отмежеванной земли на удовольствіе въ той слободѣ священно и церковнослужителей, покор-нѣйше прошу вашего высокопреосвященства о сооруженіи въ означенной слободѣ Грушевкѣ церкви преподать ваше архипастырское благосло-веніе". Въ то же время Екатеринославское духовное Правленіе, съ своей стороны, представляло преосвященному Никифору, что "новонаселенная слобода Грушевка не принадлежитъ ни къ какому приходу, такъ какъ въ ней христіанскія требы православному народу преподаютъ разные священники; по отдаленности отъ церквей не менѣе какъ верстъ въ 50, весною и осенью, за разлитіем рѣкъ, безъ церкви обойтись здѣсь крайне невозможно; Грушевка населена польскими выходцами и поженившимися бывшими запорожскими казаками; въ ней дворовъ 94, да въ околичности, въ прилеглыхъ къ ней слободахъ—какъ его сіятельства камеръ-юнкера князя Гагарина—Архангельской 39 дворовъ, вице-президента графа Чернышева—Григорьевской и супруги его графини Анны Александ-ровны Чернышевской Усть-Томаковской 61 дворъ, полковаго стар-шины ?вана Вербца—Томаковской 2 двора, генералъ-фельдмаршала и разныхъ орденовъ кавалера графа Разумовскаго—Томаковской 6 дворов, Томаковской-же государственной 16 дворовъ, капитана Бѣлицкаго—въ Семеповке 21 дворъ, прокурора Даева—въ Крини-чеватой 3 двора, вахмистра Кремянскаго 2 двора, а всѣхъ дворовъ 244 имѣется, въ нихъ муж. 830, жен. 454, обоего пола 1284; въ коей сло-бодѣ и церковь во именованіе Архистратига Михаила строить желаетъ помѣщикъ генералъ-маіоръ Толстой собственнымъ своимъ кош-томъ и ко всегдашнему содержанію оной помѣщикъ въ годъ на всегда по десять  рублей,  а  прихожане  отъ  имущественныхъ  по  двадцати,  а


215

отъ другихъ по десяти копѣекъ давать обязуются; будущихъ въ слободѣ Грушевкѣ священно и церковнослужителей имѣетъ всѣмъ потребнымъ довольствовать помѣщикъ Толстой и обязуется всякой годъ давать раз-наго хлѣба двѣнадцать четвертей, а прихожане имѣютъ давать отъ пары воловъ по мѣркѣ муки, а за исправленіе требъ обыкновенные доходы производить будутъ; подъ усадьбу для священно-церковно-служителей, а также пахатная, сѣнокосная и лѣсная годная земля 120 десятинъ отме-жевана и планъ на оную имѣется; на постройку церкви дерева сосноваго пиленнаго 230 бревенъ имѣется, непиленныхъ колодъ 100, на подвалины дубовъ 60, денегъ 700 рублей въ заготовленіи имѣется; книги круга церковнаго, облаченія священыя, кресты, чаша, дискосъ, звѣзда, гроб-ница, копіе, лжица серебрянные, кадильница, подсвѣшники, лампады и колоколъ имѣются"; при семъ приложены заручныя подписки и письмен-ные трактаменты.

Въ это же время Екатеринославскаго уѣзда слободы Волошской священ-никъ Павелъ Пороховъ подалъ преосвященному Никифору доношеніе, въ коемъ писалъ, что "при разборѣ священно и церковно-служителей назначенъ онъ къ переводу изъ села Волошскаго, по неимѣнію тамо для трехъ священниковъ числа дворовъ, въ село Александровку Славянскаго (прежняго Торскаго) уѣзда. Какъ же оное село Александровка отъ слободы Волошской состоитъ въ далекомъ разстояніи, почему чрезъ переходъ онъ можетъ пріити въ большое разореніе, в Екатеринославскомъ же уѣзде имѣется слобода генералъ-маіора Феодора Матвѣевича Толстаго Грушевка, она жъ  и Голая, въ коей, какъ онъ увѣдомился, означенный помѣщикъ Толстой и жители слободы желаютъ выстроить церковт: то по симъ уваженіямъ онъ, Пороховъ, просилъ преосвященного опредѣлить его Порохова, въ мѣсто Александровки, въ слободу Грушевку, она жъ и Голая, куда и дозволить ему переходить".

По разсмотрѣніи всѣхъ этихъ бумагъ, Славенская духовная Консисторія опредѣленіемъ своимъ постановила: "въ слободѣ Гру-шевкѣ, она жъ и Голая, дозволить устроить деревянную церковь, во  имя Архистратига  Михаила, а священника Павла  Порохова,


216

въ мѣсто Александровки, опредѣлить теперь же въ означенную слободу Грушевку какъ для преподаянія тамошнему народу христіанскихъ требъ, такъ и для наблюденія за успѣшнымъ ходомъ работъ по постройкѣ церкви". 6-го октября 1785 года выдана была храмозданная благослови-тельная грамота на закладку и сооруженіе церкви; а 8-го ноября того же 1785 года Екатеринославскій протоіерей Феодоръ Фомичъ соборнѣ, по церковному чинопослѣдованію, въ слободѣ Грушевкѣ освятилъ мѣсто подъ церковь и положилъ закладку на сооруженіе оной. Доношеніемъ отъ 18-го генваря 1787 года Екатеринославское духовное Правленіе представ-ляло преосвященному Амвросію, архіепископу Екатеринославскому и Херсонисо-Таврическому, что заложенная въ слободѣ Грушевкѣ къ сооруженію Архангело Михайловская церковь постройками и производ-ствомъ работъ нынѣ совершенно окончена, церковными утварьми, книгами и облаченіями снабжена достаточно и всѣми потребностями приготовлена к освященію; а потому Правленіе просило преосвященнаго выдать благословительную грамоту на освященіе новоустроенной церкви и освященный антиминсъ для совершенія въ ней богослуженій и свя-щеннодѣйствій. На основаніи сего доношенія разрѣшено новосооруже-нную церковь въ слободѣ Грушевкѣ освятить понадлежащему. 28-го генваря 1787 года Гологрушевскому священнику Павлу Порохову выда-ны были освященный антиминсъ и указъ на освященіе церкви.

По случаю наступившаго великаго поста, Екатеринославскій про-тоіерей Фомичъ, на основаніи правила на 311-мъ листѣ Московскаго требника, затруднился освятить новоустроенный храмъ; а между тѣмъ сознавалъ крайнюю нужду въ скорѣйшемъ освященіи его, такъ какъ, за разлитіемъ рѣкъ, Грушевскіе прихожане, въ количествѣ 1500 душъ, не могли посѣщать ближайшую къ нимъ Никопольскую церковь на разсто-яніи болѣе 40 верстъ; а потому протоіерей просилъ у преосвященнаго разрѣшенія освятить Грушевскую церковь, по уставу храмовыхъ главъ, хоть на второй седмицѣ поста. Въ разрѣшеніе сего недоумѣнія преосвя-щенный Амвросій написалъ: "Въ требникѣ незапрещено, но только напи-


217

сано, что невместно быть за множествомъ стихиръ освященію церкви. А какъ его неудобства избѣжать можно или соединеніемъ нѣсколькихъ стихиръ въ одну, или прибавленіемъ стиховъ на Тосподи воззвахъ", по примѣру стихиръ, поемыхъ въ среду пятыя недѣли на литургіи, или дру-гимъ образомъ, согласнымъ съ церковнымъ чиноположеніемъ и уставомъ; наипаче, что отложеніемъ того освященія прихожане могутъ лишиться исповѣди и пріобщенія святыхъ таинъ по причинамъ прописаннымъ въ прошеніи семъ: то дозволить и о томъ изъ Консисторій послать указъ". На основаніи сего разрѣшенія, 6-го марта 1787 года Екатеринославскій протоіерей Феодоръ Фомичъ соборнѣ, по церковному чиноположенію, освятилъ новоустроенную въ слободѣ Грушевкѣ, она же и Голая, Архангело Михайловскую церковь и открылъ въ ней богослуженіе и священнодѣйствіе.

СЛОБОДА М?ХАЙЛОВКА-БУДЛЯНЩ?НА.

Михайловка г. Будлянского—слобода древнѣйшая; церковь во имя св. великомученицы Екатерины устроена въ Михайловкѣ око-ло 1778 года. ?злагаемъ здѣсь о сей слободѣ тѣ краткіе свѣдѣнія, какіе имѣются у насъ подъ руками*.

Репортомъ отъ 30-го іюля 1791 года Екатеринославское духовное Правленіе представляло преосвященному Амвросію Екатеринославскому: "Екате-ринославскаго уѣзда слободы Михайловки помѣщика господина дѣй-ствительнаго тайнаго совѣтника, Камергера и Кавалера Михаила Власьевича Будлянскаго, Екатерининской церкви священникъ Петръ Синячевскій, минувшаго мая 18-го дня прошеніемъ представилъ, что тойде слободы прикащикъ, прапорщикъ ?ванъ Скарлатъ, вмѣшиваясь въ непринадлежащія къ нему церковныя дѣла, чинитъ въ церкви между народомъ разныя ругательства и, набѣгая нагло на его квартиру, дѣлаетъ ему, женѣ его


218

и дѣтямъ побои, въ чемъ данное отъ тамошнихъ прихожанъ ему, свя-щеннику Синячевскому, свидѣтельство во оригиналѣ представилъ, и просилъ какъ защищенія, такъ и съ того прихода его исключить и въ другое какое праздное мѣсто опредѣлить, или, для свободнаго, къ пропитанію себя съ женою и дѣтьми, гдѣ пожелаетъ въ приходскихъ Епархіи вашего преосвященства церквахъ прослуженія, выдачи ему открытаго Указа. По которому даннымъ изъ сего Правленія 1-й части благо-чинному, слободы Волохской священнику ?ліи Клементидіеву указомъ велѣно съѣхать въ слободу Михайловку, по прилагаемому при ономъ свидѣтельству обстоятельно изслѣдовать и прислать, который за воз-вращеніемъ своимъ 30-го іюня присланнымъ репортомъ донесъ, что онъ въ той слободѣ о причиненныхъ ему, Синячевскому, и женѣ его выше-сказаннымъ прикащикомъ Скарлатомъ боемъ и ругательствомъ обидахъ слѣдствіе чинилъ; и оказалось, что онъ, Скарлатъ, священнику Синя-чевскому и женѣ его вышеписанныя обиды точно причинялъ, въ чемъ "взятое имъ, благочиннымъ, отъ тамошнихъ прихожанъ сверхъ данного ему отъ нихъ свидѣтельства показанія представилъ; хотяже было и слѣ-довало отъ прикащика Скарлата взять объясненіе; однакъ въ той слободѣ не имѣется его совсѣмъ, а объявлено, что бѣжалъ, и гдѣ нахо-дится, неизвѣстно. Священникъ же Синячевскій чресъ го, а паче за само-вольнымъ отходомъ, состоявшихъ къ тому Екатерининскому приходу, въ слободу Лашкаревку, гдѣ позволено отъ вашего преосвященства строить церковь и уже опредѣленъ священникъ Василій Димковскій, слободъ Бѣлоусовки, Шараповки, ?ваненковой, Синельниковой, и Лашкаревой, тоже и за невыдачею ему отъ тамошней экономіи положенныхъ священ-нику денегъ и хлѣба, такъ какъ бывшій тамъ священникъ Климентъ Се-меновъ получалъ, и что въ слободѣ Михайловкѣ при Екатерининской церкви остается только неболѣе сорока дворовъ, быть и себя съ женою и дѣтьми пропитать не можетъ, и проситъ о перемѣщеніи священника Синячевскаго съ той слободы куда слѣдуетъ учинить представленіе. Для того вашему преосвященству Екатеринославское духовное Правленіе съ


219

приложеніем во оригиналѣ репорта, свидѣтельства и показанія, на архипастырское благоразсмотреніе почтеннѣйше представляетъ".

Въ репортѣ благочиннаго Клементидіева сказано, что слободы— Бѣлоусовка отъ Михайловки въ 4, а отъ Лашкаревки въ одной верстѣ, Шараповка отъ Михайловки въ 15, а отъ Лашкаревки въ трехъ верстахъ, ?ваненкова отъ Михайловки въ 20 верстахъ, а отъ Лашкаревки въ 10 верстахъ, Синельникова отъ Михайловки 20, а Лашкаревки въ 10 верстахъ.

По сему дѣлу резолюціею отъ 1-го сентября 1791 года, преосвященный Амвросій предписалъ священнику Синячевскому дать открытый указъ для пріисканія мѣста, а церковъ Екатерининскую въ слободѣ Михайловкѣ, впредъ до разсмотрѣнія, запечатать и исправленіе требъ въ приходѣ по-ручить Лашкаревскому священнику.

Доношеніемъ отъ 15-го марта 1792 года Екатеринославское духовное Правленіе вновь представляло преосвященному Амвросію: "Сего теченія 10 числа Екатеринославскаго уѣзда помѣщика господина тайнаго совѣтника дѣйствительнаго Камергера и кавалера Михаила Власьева сына Будлян-скаго слободы Михайловки повѣренный войсковой товарищъ Андрей Васильцовъ, препровождая при прошеніи своемъ врученное ему тойже слободы церкви святыя великомученицы Екатерины отъ прихожанъ на имя вашего Преосвященства прошеніе жъ—о распечатаніи запечатанной вышеупомянутой церкви, и о дозволеніи въ оной священнику Лашкарев-скому Василію Димковскому до выстроенія въ той слободѣ церкви имѣть священно-служеніе, проситъ учиня отъ сего Правленія представленіе, и присоединя ко оному то приходскихъ людей представленное имъ прошеніе отправить вашему преосвященству. По справкѣ жъ въ семъ Правленіи съ дѣломъ оказалось, что состоящая въ вышеписанной слободѣ Михайловкѣ Екатерининская церковь по взнесенному вашему преосвященству отъ сего Правленія представленію послѣдовавшему по вступившей отъ бывшаго при оной церкви священника Петра Синячевскаго просьбѣ и по учинен-ному слѣдствію за причиняемые ему и женѣ его бывшимъ тамъ и отъ толь бѣжавшимъ прикащикомъ прапорщикомъ Скарлатомъ разные ру-


220

гательства и побои, по резолюціи вашего преосвященства, данной 1-го сенгября 1791 года, опредѣленнымъ отъ сего Правленія 3-й части благочиннымъ Калужинскимъ священникомъ Моисеемъ Засимовичемъ запечатана; а священникъ Синячевскій изъ того прихода для происканія другаго священическаго мѣста съ даннымъ отъ Консисторіи открытымъ указанъ увольненъ; за выбытіемъ котораго та церковь и по нынѣ состоитъ запечатанною; почему состоявшихъ прежде къ тому Ека-терининскому приходу, а нынѣ к Лашкаревскому относящихся отъ онаго Екатерининскаго прихода въ разстояніи находящихся помѣщичьихъ слободъ,—Бѣлоусовки, въ 4; Шараповки 15; ?ваненковой 20; Синель-никовой 20; Васильевки 15 верстъ прихожане, по не имѣнію въ близости оныхъ нигдѣ церквей, либо молитвеннаго дома, въ полученіи хрис-тіанскихъ требъ, а нынѣшней четыредесятницы исповѣди и святаго причастія, поелику нѣтъ ближаѣ отъ Екатерининскаго прихода, церкви какъ въ 40—50 и 60 верстахъ, претерпѣваютъ крайнюю нужду; и множайшіе изъ нихъ могутъ остаться въ настоящую четыредесятницу безъ надлежащего по долгу христіанскому говѣнія. Въ самой же Лашка-ревкѣ, котораго прихода священнику Василію Димковскому порученъ въ смотрѣніе Екатерининскій приходъ, нѣтъ ни молитвеннаго дома, ни церковь, которую дозволено вашимъ преосвященствомъ выстроить и присланъ для молитвеннаго дома антиминсъ, не заложена по сіе время, по нѣименію никакого лѣснаго пріуготовленія, и оной священникъ безъ свя-щеннослуженія празденъ находясь, просилъ словесно отъ сего Правленія наставленія, какимъ образомъ Лашкаревскимъ и другимъ прихожанамъ во время четыредесягницы, по огдаленностн церквей, имѣть говѣніе; но сіе правленіе, имѣя въ полученіи изъ Екатеринославской духовной Консисторіи указъ, послѣдовавшій по резолюціи вашего преосвященства о запечатаніи Екатерининской церкви, ничего рѣшительнаго ему Димковскому дать не мо-гло, предоставивъ отомъ донесть высшей власти, по взнесеніи въ сіе Правленіе отъ него письменного прошенія, каковое при таковомъ же отъ выше-сказанного повѣреннаго войсковаго товарища Васильцова и представлено,


221

изъ которыхъ сіе Правленіе усмотря нужное возраженіе и разсуждая о слѣдующемъ и о предслѣдующемъ безъ церкви великомъ прихожа-намъ затрудненіи и о могущихъ открыться чрезъ то опасныхъ слу-чаяхъ, вашему преосвященству, съ приложеніемъ представленнаго повѣ-реннымъ Васильцовымъ вышеписанного прихода отъ прихожанъ про-шенія, при семъ во оригиналѣ на архипастырское благоразсужденіе Екатеринославское духовное Правленіе всепокорнѣйше представляетъ".

По сему доношенію преосвященный Амвросій 17 апрѣля 1792 года въ резолюцію написалъ: "Церковь въ Михайловкѣ отпечатать и отобран-ный отъ оной церковный ключь возвратить; а къ отправленію во оной священослуженія и для исправленія какъ той слободы Михайловки, такъ равно и прикосновенныхъ ко оной слободъ прихожанамъ христіанскихъ требъ опредѣлить Лашкаревскаго священника Василія Димковскаго до выстроенія въ той слободѣ Лашкаревкѣ церкви".

Екатерининская церковь въ слободѣ Михайловкѣ закрыта и упразд-нена около 1815 года. Нынѣ деревня Михайловка—Бажанова состоитъ во владѣніи купцовъ Осетровыхъ и принадлежитъ приходомъ къ церкви села Варваровки—Зайцевой.



Реклама на сайте
Яндекс цитирования

Рассылки Subscribe.Ru
Генеалогическое древо семьи